Если банк навязывает дополнительные услуги

Зачастую при оформлении кредита или в период пользования им банки открыто или тайно навязывают клиентам дополнительные услуги, за которые взимаются отдельные комиссионные. Например, речь идет о страховке, различных информационных сервисах. Стоить отметить, что законность таких действий со стороны банка в большинстве случаев вызывает сомнение.

Ведь, по существу, имеет место изменение договора в одностороннем порядке, которое происходит по строго определенной процедуре. Поэтому неудивительно, что дело доходит до судебных разбирательств.

С одной из показательных ситуаций разбирался Челябинский областной суд. Он отменил решение суда в части взыскания комиссионных за навязанные клиенту услуги. Обо всех подробностях разбирательства расскажем далее.

Банк навязал дополнительные услуги, что делать

Гражданка Ш. по договору от 5 июля 2013 года оформила в банке кредитную карту. Спустя время по ней образовалась задолженность, и финансовое учреждение обратилось в суд с иском о ее взыскании.

В число требований входило и получение накопившихся комиссионных платежей за участие в программе по предоставлению страхования и пользование услугой «СМС-Сервис». Со своей стороны Ш. делала акцент на том, что не давала своего согласия на принятие дополнительных банковских предложений. Поэтому она была против оплаты заявленных отчислений.

Суд первой инстанции удовлетворил иск кредитора в полном объеме. При этом в мотивировочной части решения без надлежащего обоснования было указано, что Ш. согласилась с предоставлением дополнительных услуг.

Рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, Челябинский областной суд апелляционным определением по делу № 11-510/2022 решение в части взыскания комиссий отменил. Вышестоящая инстанция указала, что изменения в договор по кредитной карте не были оформлены надлежащим образом.

Основные доводы коллегии судей

В первую очередь отмечено, что согласно ст. 450 ГК РФ изменение, а равно расторжение договора осуществляется по обоюдному согласию сторон. При этом коррективы вносятся в той же форме, что и основное соглашение.

Статья 820 ГК РФ предполагает для кредитного договора обязательную письменную форму, без которой сделка считается ничтожной. Она подразумевает наличие документа, подписанного уполномоченными лицами.

В ст. 438 ГК речь идет о том, что согласие на заключение договора (акцепт) должно быть выражено в однозначной форме. Между банком и Ш. был заключен договор об обслуживании кредитной карты, неотъемлемой частью которого является информация о тарифах на обслуживание.

Вместе с тем Ш. не давала своего согласия на получение дополнительных услуг, о чем свидетельствуют пустые поля в банковской анкете. Кроме того, по услуге «СМС-Сервис» не был указан и телефон для получения сообщений.

Банк настаивал на том, что все происходит через Call-Центр, однако Ш. настаивала на том, что согласия на получение предлагаемых услуг она не давала, а просто обсуждала вопросы с кодом карты. Не подтвердили акцепт и предоставленные в суд аудиозаписи всех разговоров и их распечатки в бумажном варианте.

Иных доказательств согласия Ш. на активацию дополнительных банковских продуктов к материалам дела приобщено не было. Тем самым апелляционный суд не нашел оснований для взыскания с ответчика спорных комиссионных платежей. Поэтому в этой части решение первой инстанции было отменено.

О чем необходимо помнить, подписывая договор с банком

Не секрет, что некоторые заемщики оформляют документы по кредиту, не особо вникая в их содержание. Как следствие помимо основной суммы займа приходится также оплачивать дополнительные комиссионные платежи, штрафные санкции. Многие невыгодные для клиента пункты специально прописываются мелким шрифтом для затруднения их восприятия. Особенно это актуально для пожилых людей.

Поэтому перед тем, как поставить собственный автограф следует досконально ознакомиться не только с самим договором, но и всеми приложениями к нему. Одним из них чаще всего выступают тарифы на обслуживание банковских карт.

Когда возникают вопросы их лучше сразу задать перед подписанием соглашения сотрудникам банка. Так можно обезопасить себя от серьезных финансовых недоразумений в будущем.

В описанном споре обладателю кредитной карты были навязаны дополнительные услуги без ее согласия. В результате последовал справедливый отказ в удовлетворении исковых требований.

В ситуации, когда в суде пытаются взыскать не предусмотренные договором платежи, целесообразно занять четкую позицию – условия соглашения изменены в одностороннем порядке. Соответственно, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Автор: Росляков Олег Владимирович, источник: chel-oblsud.ru.

Сhel-oblsud.ru