Виды прав на земли лесного фонда


Права собственности на земли лесного фонда

Виды прав на земли лесного фонда

Понимание леса как природного объекта подчеркивает его неразрывную нс только биологическую, но и правовую связь с земельным участком, оборот которого должен регулироваться земельным и гражданским законодательством. Из вышесказанного следует обоснование права собственности на лесные участки и возможность предоставления их в пользование, что составляет концепцию использования и охраны земель лесного фонда.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в составе земель иных категорий формы собственности определяются в соответствии с земельным законодательством. Однако, формы собственности на лесные участки в составе земель различных категорий, указанных в ЗК, являются различными и определяются в главах ЗК РФ, а также в федеральных законах об особо охраняемых природных территориях, о недрах, об образовании, об обороне, о мелиорации земель, в ВК и других нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, регулирующих в соответствии с ЗК земельные отношения.

До последнего времени право государственной федеральной собственности на леса было приоритетным, поддерживаемым судебной практикой. В п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 09.01.

1998 № 1 предусматривалось, что лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества (в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах РФ и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Большое внимание уделяется в земельном и лесном праве предоставлению гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном в ГК и в ЗК, если иное не предусматривается в ЛК, а также договорам аренды, арендной плате, аукционам по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Наряду с нравом собственности предусматриваются право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено в ЛК.

Основания и порядок возникновения и прекращения указанных прав на объекты гражданских прав (лесные участки), предусматриваются в гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», гл. 34 «Аренда», гл. 36 «Безвозмездное пользование» ГК.

В ЗК предусматриваются основания и порядок возникновения прав на землю, основания и порядок прекращения и ограничения прав на землю. В случае несовпадения требований общего – гражданского законодательства, регулирующего в соответствии с ч. 1 ст.

2 ГК имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и требований специального – земельного, лесного законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель, лесов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, приоритет согласно общепризнанным принципам права должен отдаваться специальному, т.е. земельному, лесному законодательству.

Договор аренды является наиболее распространенным в мире способом осуществления права пользования лесами. При сдаче лесов в аренду ключевыми вопросами становятся: 1) порядок сдачи лесов в аренду; 2) сроки действия договоров аренды; 3) площади сдаваемых в аренду лесных участков; 4) учет экологии и интересов местного населения; 5) лесные платежи и лесной доход; 6) стимулы для повышения качества ведения лесного хозяйства; 7) контроль, аудит арендаторской деятельности; 8) возможность предупреждения и пресечения лесонарушений арендаторов, невыполнения ими условий договора.

Из прав на леса следует закрепление видов использования лесов как предпринимательской деятельности – заготовки древесины, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, заготовки живицы и сбора иных недревесных лесных ресурсов, ведения охотничьего хозяйства, создания лесных плантаций и их эксплуатации, использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Рекомендуем!  Как посчитать сотки земельного участка?

В то же время для собственных нужд допустимы заготовка гражданами древесины (отопления, возведения строений), заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (бересты, мха, камыша, елок), любительской и спортивной охоты в соответствии с ЛК и Законом о животном мире, для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства.

Право каждого на благоприятную среду предполагает права на пребывание в лесах, на заготовку и сбор пищевых и иных недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений, на иные виды лесопользования.

В лесном праве главными принципами являются устойчивое управление лесами, стабильность правовых отношений и преемственность механизма использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов, поддержание средозащитных функций и обеспечение социальных, рекреационных и иных гуманитарных услуг в лесах, что соответствует социальному характеру государства, предусмотренному в ст. 7 Конституции РФ, и отражается на режиме использования и охраны земель лесного фонда.

Экологическое и экономическое значение земель лесного фонда

XX век был временем изменения представления о лесе: считавшийся ранее ресурсом древесины лес приобретает, прежде всего, экологическое, рекреационное значение, роль глобальных легких планеты. Экологическая оценка проектов лесоустройства, лесоразведения и другой хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием земель лесного фонда, предполагает проведение общественной и государственной экологической экспертизы, которая в последние два десятилетия стала эффективным инструментом проведения экологической политики России.

Так, группа граждан и общественных объединений обратились в Верховный Суд РФ, ссылаясь на то, что распоряжения о переводе лесных земель в нелесные приняты с нарушением законодательства, определяющего порядок перевода лесных земель в нелесные. В частности, на федеральном уровне не была проведена экологическая экспертиза проекта правового акта и тем самым остался неразрешенным вопрос о возможных негативных последствиях на окружающую среду при вырубке лесов первой группы при реализации хозяйственных объектов.

Как следует из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, такой экспертизы при принятии оспариваемых распоряжений проведено не было. Заключения экологических экспертиз объектов строительства, оформленных на уровне субъектов РФ, не могут быть приняты во внимание. В этих заключениях не приведено никаких мотивов по поводу возможных последствий перевода лесных земель в нелесные, не содержится выводов относительно допустимости негативного воздействия на окружающую среду в случае вырубки лесов.

Обжаловались общественностью и представлялись на обсуждении в Общественной палате РФ спорными заключения государственных экологических экспертиз о переводе земель защитных лесов Московской области в нелесные и о вырубке Химкинского леса в целях прокладки автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

После первых общесоциальных и экологических задач правовой охраны лесов следующее – экономическое направление имеет в виду удовлетворение потребностей граждан, общества, государства в древесине и иных лесных ресурсах, что отражается на особенностях правовой охраны земель лесного фонда. Заготовка древесины стоит первой среди видов конкретного использования лесов и вступает в противоречие с назначением лесов как экологических систем.

Древесина на корню выступает как недвижимость, как принадлежность главной вещи – земле, на которой она произрастает; находясь на арендованном лесном участке, древесина до момента отделения от корня продолжает оставаться в государственной, муниципальной, иной форме собственности.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Граждане и юридические лица для заготовки древесины заключают договоры аренды лесных участков либо договоры купли-продажи лесных насаждений и осуществляют строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

Источник: https://studme.org/61663/pravo/prava_sobstvennosti_zemli_lesnogo_fonda

Земли лесного фонда

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Категории земель » Земли лесного фонда

Земли лесного фонда — это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности.

Земли лесного фонда, вопреки расхожему мнению, — это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Перевод участков из лесной категории

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

  • ходатайство;
  • акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
  • решение от уполномоченного органа власти;
  • справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
  • выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
  • проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
  • результаты экспертизы, если таковая была проведена.

В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан

Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.

При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

право собственности на земельный участок возникло в 2010 г. Управление лесами претендует на них, координат нет, только планшет, и подали иск в суд.

тамара28.07.2019 05:07

Для полноценного ответа на Ваш вопрос, необходимо ознакомиться со всеми  обстоятельствами дела.
Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций» скидка 50 процентов.

или по телефону +7 (495) 228-26-51

адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru

http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Коханов Николай Игоревич28.07.2019 19:35

Задать дополнительный вопрос

За более подробной консультацией  Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций» скидка 50 процентов. или по телефону +7 (495) 228-26-51 адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Дубровина Светлана Борисовна29.07.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

С какого года требуется согласование границ лесного фонда с землями сельхозназначени . Как доказать незаконность (законность) выделения земель, если на них претендует лесной фонд.

тамара28.07.2019 04:56

Добрый день.

Для полноценного ответа на Ваш вопрос, необходимо ознакомиться со всеми  обстоятельствами дела.
Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций» скидка 50 процентов.

или по телефону +7 (495) 228-26-51

адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru

http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Коханов Николай Игоревич28.07.2019 19:29

Задать дополнительный вопрос

За более подробной консультацией  Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций» скидка 50 процентов. или по телефону +7 (495) 228-26-51 адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Дубровина Светлана Борисовна29.07.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

перевод земель лесного фонда в другую категорию, а именно для организации пункта снеголавинных наблюдений со служебно-жилым строительством

Поломарь Елена13.05.2019 07:13

Добрый день.

Уточните, пожалуйста, что именно Вас интересует.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-lesnogo-fonda.html

Сhel-oblsud.ru