Кто устанавливает ставки земельного налога?


В этой статье:

Ставка земельного налога

Кто устанавливает ставки земельного налога?

Перейти к следующей статье

Налоговая ставка ─ величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При взимании земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок был образован в течение налогового периода ─ по его кадастровой стоимости на дату постановки на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, если налогоплательщиками признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кто устанавливает ставки земельного налога

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) земельный налог (а земельный налог ─ это местный налог) устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми законодательными (представительными) органами муниципальных образований и НК РФ. В Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и НК РФ. Земельный налог является обязательным к уплате на территориях муниципальных образований и городов федерального значения.

Соответственно, установление ставок земельного налога, порядок и сроки его уплаты относятся к компетенции законодательных (представительных) органов муниципальных образований и органов государственной власти городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга.

Максимальная ставка земельного налога

В статье 394 «Налоговая ставка» НК РФ установлены верхние пределы, за которые не может выходить налоговая ставка по земельному налогу.

Ставка земельного налога в отношении участков, отнесенных к землям сельхозназначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и служащих для сельскохозяйственного производства, должна составлять не более 0,3 процента их кадастровой стоимости.

Не превышающие 0,3 процента кадастровой стоимости  ставки земельного налога устанавливаются только при одновременном соблюдении двух условий, ─ если земельный участок отнесен к соответствующей категории или виду разрешенного использования и действительно используется для сельскохозяйственного производства.

В случае признания уполномоченным органом земельного участка неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель. Т. е.

до 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором оно будет устранено.

Ставки земельного налога устанавливаются в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости и для участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Также максимальная ставка земельного налога составляет не более 0,3 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства.

С 1 января 2013 г. не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В отношении прочих земельных участков ставка налога на земельные участки устанавливается в размере не более 1,5%.

Ставка земельного налога зависит от категории земель. Допускается изменение ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.

Закон предусматривает налоговые льготы. О том, кто освобожден от уплаты земельного налога, говорится в статье 395 «Налоговые льготы» НК РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Налоговые льготы проявляются в трех формах: 

  • освобождение от налогообложения некоторых категорий земель, изъятых или ограниченных в обороте;
  • освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков;
  • уменьшение налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков.

Как узнать ставку земельного налога?

Узнать ставку земельного налога просто. Для этого достаточно обратиться к официальному сайту Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru). На странице «Имущественные налоги: ставки и льготы», каждый желающий может получить исчерпывающую информацию по интересующим граждан налогам ─ транспортному, налогу на имущество физических лиц и, конечно, земельному.

В адресе этой страницы присутствует код региона, установленный в Приложении № 3 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). Сам «Порядок заполнения…» является Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2011 № ММВ-7-3/760@. Так, узнать какую величину имеет ставка земельного налога в Москве, можно по адресу ─ http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/; какая ставка земельного налога в Краснодаре и Краснодарском крае ─ на странице http://www.nalog.

ru/rn23/service/tax/; а какая ставка земельного налога в Екатеринбурге и Свердловской области ─ на странице http://www.nalog.ru/rn66/service/tax/ и т. д.

Впрочем, любой интересующий субъект Российской Федерации можно выбрать в строке «Субъект Российской Федерации», оставаясь на страничке одного региона.

С помощью строки «Налоговый период» получится проследить повышение или снижение ставки земельного налога по годам. Например, какой в конкретном муниципальном образовании была ставка земельного налога в 2012-м; как менялся (или не менялся) земельный налог (ставка в 2013-м, ставка в 2014-м). Следует отметить, что ставки земельного налога в большинстве муниципальных образований соответствуют предельным значениям, установленным статьей 394 НК РФ.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Исключения касаются земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства. В этом случае вводится кратность ставки земельного налога.

Исчисление суммы налога (как и суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающего коэффициента, равного 2 в течение трехлетнего срока строительства. Если строительство завершится государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости быстрее, переплаченные деньги вернут.

Но если в три года застройщик не уложится, повышающий коэффициент станет равным 4 и будет оставаться таким вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, налоговое законодательство намного мягче. Исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 только по истечении 10 лет со дня государственной регистрации прав на данные земельные участки и вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Расчет ставки земельного налога

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли является платным. Это положение является принципиально важным для рыночной экономики. Лучшего способа платы за использование земли, чем земельный налог (налог на недвижимость) и регулирующая его размер  процентная ставка пока не придумано. (В России в будущем земельный налог планируется заменить единым налогом на недвижимость). Еще один из способов платы за землю ─ арендная плата.

Для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в результате государственной кадастровой оценки земель. Она же может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Введение в Российской Федерации с 1 января 2005 г. земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, стало важным шагом вперед в организации налогообложения земельных участков.

Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждается средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С тем фактом, что ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости, согласны не все эксперты. Они не разделяют мнение о том, что кадастровая стоимость ─ величина стабильная и предсказуемая, способная внести здоровый консерватизм в систему земельных платежей. Хотя бы потому, что местные органы власти «по определению» должны быть заинтересованы в завышении ее стоимости.

Альтернативу они видят в определяемой соотношением спроса и предложения рыночной стоимости. Ее трудно заподозрить в зависимости от мнения отдельных региональных руководителей или неправильных методик. Поэтому она может рассматриваться как чрезвычайно эффективная база для налогообложения.

К тому же, освобождение государства от установления кадастровой стоимости земель повысит эффективность использования бюджетных средств.

У этой аргументации есть одно слабое место ─ трудно сказать, насколько быстро будут установлены рыночные цены на все подлежащие налогообложению земельные участки.

Тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что использование рыночной стоимости в качестве базы для расчета налога на недвижимое имущество возможно. Но речь идет о, как правило, ставке налога на здания и строения. Средняя ставка налога, когда налоговая база определяется, как рыночная стоимость, составляет обычно не более одного процента стоимости недвижимости.

Ставка земельного налога и эффективность использования земли

Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.

Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.

Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).

И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».

У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.

Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.

15 января 2015 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

Источник: https://zakadom.ru/stavka_zemelnogo_naloga

Налоговые ставки по земельному налогу

Землепользование в стране регулируется земельным законодательством, а условия расчета налога за пользование землей диктует НК РФ. Но, поскольку этот налог относится к местным, то НК РФ дает общие толкования, устанавливая налоговые ставки по земельному налогу и определяя группы плательщиков, а также условия предоставления льгот.

Средства от уплаты налога поступают в бюджеты муниципалитетов, и поэтому регионам предоставлено право, исходя из территориальных особенностей, обозначать размеры ставок, сроки и условия перечисления платежей.

Наша публикация ответит на вопросы, кто устанавливает ставки земельного налога и как определить налоговую ставку по земельному налогу.

Налоговый кодекс: земельный налог, ставки

Ставка земельного налога – важнейший элемент в вычислении налога. Ст. 394 НК РФ определяет наивысшие ставки для земель различного назначения. Так, ставка земельного налога 0,3% от стоимости по кадастру применяется для земель, используемых:

Для остальных участков ставка земельного налога равна 1,5% от их стоимости за год.

Итак, процентная ставка на земельный налог в 2017 году не изменилась и по-прежнему находится в пределах 0,3 и 1,5%.

Устанавливаются субъектами РФ в пределах ставок, прописанных в НК РФ. Ставки, рекомендованные НК РФ, максимальны. Конкретные ставки земельного налога устанавливаются законами властных структур муниципалитетов, и зачастую их величины заметно отличаются от рекомендованных НК РФ. Власти регионов вправе утверждать базовые ставки земельного налога, изменяя их в соответствии с территориальными и экономическими особенностями региона. Приведем примеры применяемых налоговых ставок.

Ставка земельного налога в Москве на 2017 год:

Вид зе­мель­но­го участ­каСтав­ки зе­мель­но­го на­ло­га в 2017 году
Зе­мель­ные участ­ки, предо­став­лен­ные для ве­де­ния лич­но­го под­соб­но­го хо­зяй­ства, са­до­вод­ства, ого­род­ни­че­ства или жи­вот­но­вод­ства, а также дач­но­го хо­зяй­ства/дач­но­го стро­и­тель­ства, вклю­чая земли, от­но­ся­щи­е­ся к иму­ще­ству об­ще­го поль­зо­ва­ния 0,025%
Зе­мель­ные участ­ки, за­ня­тые ав­то­сто­ян­ка­ми для дол­го­вре­мен­но­го хра­не­ния лич­но­го ав­то­транс­пор­та и мно­го­этаж­ны­ми га­ра­жа­ми-сто­ян­ка­ми 0,1%
Зе­мель­ные участ­ки, за­ня­тые жи­лищ­ным фон­дом и объ­ек­та­ми ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ры жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го ком­плек­са (кроме доли в праве на уча­сток, при­хо­дя­щей­ся на объ­ект, не от­но­ся­щий­ся к жил­фон­ду и объ­ек­там ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ры) или предо­став­лен­ные для жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства
Зе­мель­ные участ­ки, от­не­сен­ные к зем­лям в со­ста­ве зон сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го ис­поль­зо­ва­ния в го­ро­де Москве и ис­поль­зу­е­мые для сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства 0,3%
Зе­мель­ные участ­ки, предо­став­лен­ные и ис­поль­зу­е­мые для экс­плу­а­та­ции объ­ек­тов спор­та, в т.ч. спор­тив­ных со­ору­же­ний
Все осталь­ные зе­мель­ные участ­ки 1,5%

Ставки земельного налога в Санкт-Петербурге на 2017 год более вариативны:

Вид зе­мель­но­го участ­каСтав­ки зе­мель­но­го на­ло­га в Санкт-Пе­тер­бур­ге
Зе­мель­ные участ­ки, при­об­ре­тен­ные/предо­став­лен­ные для лич­но­го под­соб­но­го хо­зяй­ства, са­до­вод­ства, ого­род­ни­че­ства или жи­вот­но­вод­ства, а также дач­но­го хо­зяй­ства 0,042%
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния: — «для ве­де­ния рыб­но­го хо­зяй­ства»; — «для раз­ме­ще­ния сто­я­нок с га­ра­жа­ми бок­со­во­го типа»; — «для раз­ме­ще­ния га­ра­жей для ав­то­транс­пор­та ин­ва­ли­дов»; — «для раз­ме­ще­ния сто­я­нок го­род­ско­го транс­пор­та (ве­дом­ствен­но­го, экс­кур­си­он­но­го транс­пор­та, такси)»; — «для раз­ме­ще­ния сто­я­нок внеш­не­го гру­зо­во­го транс­пор­та»;— «для раз­ме­ще­ния при­ча­лов и сто­я­нок вод­но­го транс­пор­та».
Зе­мель­ные участ­ки, за­ня­тые жи­лищ­ным фон­дом и объ­ек­та­ми ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ры жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го ком­плек­са (кроме доли в праве на уча­сток, при­хо­дя­щей­ся на объ­ект, не от­но­ся­щий­ся к жил­фон­ду и объ­ек­там ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ры) или при­об­ре­тен­ные/предо­став­лен­ные для жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства 0,01%
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния «для раз­ме­ще­ния мно­го­этаж­ных и под­зем­ных га­ра­жей»
Зе­мель­ные участ­ки, от­не­сен­ные к зем­лям в со­ста­ве зон сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го ис­поль­зо­ва­ния в на­се­лен­ных пунк­тах и ис­поль­зу­е­мые для сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства 0,3%
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния «для оздо­ро­ви­тель­ных целей»
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния «для раз­ме­ще­ния сто­я­нок ин­ди­ви­ду­аль­но­го лег­ко­во­го ав­то­транс­пор­та» 0,42%
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния: — «для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов об­ра­зо­ва­ния»; — «для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов до­школь­но­го, на­чаль­но­го и сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния»; — «для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов сред­не­го и выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния»; — «для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов здра­во­охра­не­ния и со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния»; — «для раз­ме­ще­ния боль­нич­ных учре­жде­ний»; — «для раз­ме­ще­ния боль­нич­ных учре­жде­ний без спе­ци­аль­ных тре­бо­ва­ний к раз­ме­ще­нию»; — «для раз­ме­ще­ния боль­нич­ных учре­жде­ний со спе­ци­аль­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к раз­ме­ще­нию (типа ин­фек­ци­он­ных и т.п.)»; — «для раз­ме­ще­ния ам­бу­ла­тор­но-по­ли­кли­ни­че­ских учре­жде­ний»; — «для раз­ме­ще­ния ме­ди­цин­ских ла­бо­ра­то­рий, стан­ций ско­рой и неот­лож­ной по­мо­щи, учре­жде­ний са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ской служ­бы, учре­жде­ний су­деб­но-ме­ди­цин­ской экс­пер­ти­зы и дру­гих по­доб­ных объ­ек­тов»; — «для раз­ме­ще­ния са­на­тор­но-ку­рорт­ных учре­жде­ний»; — «для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния»; — «для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов фи­зи­че­ской куль­ту­ры и спор­та»;— «для раз­ме­ще­ния кры­тых спор­тив­ных ком­плек­сов с три­бу­на­ми для зри­те­лей при ко­ли­че­стве мест до  «для раз­ме­ще­ния кры­тых спор­тив­ных ком­плек­сов с три­бу­на­ми для зри­те­лей при ко­ли­че­стве мест свыше  «для раз­ме­ще­ния спор­тив­ных клу­бов»; — «для раз­ме­ще­ния яхт-клу­бов и объ­ек­тов вод­ных видов спор­та»;— «для раз­ме­ще­ния от­кры­тых плос­кост­ных физ­куль­тур­но-спор­тив­ных со­ору­же­ний». 0,06%
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния: — «для раз­ме­ще­ния ве­те­ри­нар­ных по­ли­кли­ник, стан­ций и пи­том­ни­ков для без­дом­ных жи­вот­ных»; — «для раз­ме­ще­ния ве­те­ри­нар­ных по­ли­кли­ник, стан­ций с со­дер­жа­ни­ем жи­вот­ных»; — «для раз­ме­ще­ния пи­том­ни­ков для без­дом­ных жи­вот­ных»;— «для раз­ме­ще­ния кры­тых спор­тив­ных ком­плек­сов (ФОКов, спор­тив­ных залов, бас­сей­нов и т.д.) без три­бун для зри­те­лей». 0,04%
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния: — «для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов куль­ту­ры и ис­кус­ства»; — «для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов куль­ту­ры и ис­кус­ства, свя­зан­ных с про­жи­ва­ни­ем на­се­ле­ния (биб­лио­тек, му­зы­каль­ных, ху­до­же­ствен­ных, хо­рео­гра­фи­че­ских школ и сту­дий, домов твор­че­ства и т.д.)»; — «для раз­ме­ще­ния объ­ек­тов куль­ту­ры и ис­кус­ства, не свя­зан­ных с про­жи­ва­ни­ем на­се­ле­ния, кроме спе­ци­аль­ных пар­ков (зоо­пар­ков, бо­та­ни­че­ских садов)»; — «для раз­ме­ще­ния ре­ли­ги­оз­ных объ­ек­тов»;— «для ис­то­ри­ко-куль­тур­ных целей». 0,1%
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния: — «для ре­кре­а­ци­он­ных целей»;— «для раз­ме­ще­ния ком­плек­сов ат­трак­ци­о­нов, лу­на-пар­ков, ак­ва­пар­ков». 0,4%
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния: — «для раз­ме­ще­ния садов, скве­ров, буль­ва­ров»; — «для раз­ме­ще­ния пар­ков»;— «для раз­ме­ще­ния пля­жей». 0,03%
Зе­мель­ные участ­ки с видом раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния «для раз­ме­ще­ния го­сти­ниц» 1,4%
Все осталь­ные зе­мель­ные участ­ки 1,5%

Таблицы демонстрируют ставки, применяемые в 2017 году для земель различного назначения. Подобные документы утверждают и другие муниципальные образования. Если же региональными документами величины ставок не определены, то налог считают, применяя ставки земельного налога, установленные НК РФ.

Ставки земельного налога в 2017 году для ИЖС

Для участков, приобретенных частными лицами под жилую застройку НК РФ более лоялен: увеличивать налог вдвое начинают только по прошествии 10 лет с момента получения прав на землю. Коэффициент действует вплоть до оформления права на строение.

Ставка земельного налога для юридических лиц

Ставка земельного налога для юридических лиц в 2017 году такая же, как и для частных. Как те, так и другие, будучи арендаторами или получившие участок безвозмездно, налог не уплачивают.

Освобождаются компании от налога, если работают, как культовые учреждения, общества инвалидов, предприятия художественных промыслов, строители автодорог, принадлежащие службам исполнения наказания или являющиеся резидентами ОЭЗ/СЭЗ. Для остальных организаций ставки земельного налога определяются в вышеуказанных величинах. 

Источник: https://spmag.ru/articles/nalogovye-stavki-po-zemelnomu-nalogu

Ставка земельного налога 2019 — увеличение, что это, для юридических лиц, кто устанавливает

При расчете земельного налога в учет принимается кадастровая стоимость и установленная ставка. Ее размер может меняться. Показатель фиксируется на федеральном уровне.

Однако представители местной власти имеет право уменьшить размер отчисления в бюджет. Чтобы определить размер переплаты, можно учесть показатели, от которых зависит ставка земельного налога.

Что это такое?

Земельный налог является разновидностью отчислений в бюджет. Он взимается с участков, которые расположены на территории муниципальных образований. Если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, здесь потребность во внесении налога устанавливается и вводится в действие местными законами.

Оплачивать отчисления обязаны физические и юридические лица, которые владеют участками на следующих основаниях:

  • в праве собственности;
  • в праве пожизненного наследуемого владения;
  • в праве постоянного пользования.

Лица, которые получили землю на основании договора аренды или владеют ей на праве безвозмездного срочного пользования, не обязаны платить вышеуказанный налог.

Кто устанавливает?

Размер процентной ставки устанавливается на федеральном уровне. Особенности его уплаты регулирует глава 31 НК РФ. Здесь отражены предельные ставки, выше которых размер отчислений в местный бюджет быть не может.

Управление налогом передано в ведомства местных властей. Они имеют право самостоятельно определить размер отчислений, в рамках которых будет производиться уплата налога.

Нужно учитывать, что муниципальные власти имеют право снизить ставку, предоставив тем самым льготы жителям конкретной местности. Однако размер отчислений не может быть увеличен свыше установленной нормы.

Сегодня предельными значениями земельного налога являются 0,3% и 1,5%. Точный размер ставки напрямую зависит от категории земель, находящихся в собственности плательщика.

Правовая база

Уплата земельного налога осуществляется в соответствие с нормами НК РФ. Особенности, касающиеся размера ставки, перечня федеральных льгот, а также определения категории лиц, которые являются плательщиками, отражены в главе 31 НК РФ.

Ставка земельного налога

Максимальный размер ставки по земельному налогу устанавливается на федеральном уровне. В соответствии с НК РФ, размер отчисления в местный бюджет определяется по ставке 0,3% и 1,5%. Точный размер зависит от категории земли, находящейся в собственности гражданина. Статус плательщика также отражается на особенности исчисления налога.

Местные власти могут определить размер ставки по собственному усмотрению. Можно учитывать эту особенность, производя расчет земельного налога.

Для физических лиц

Обычно в собственности физических лиц находятся участки, входящие в категорию земель населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения. Первые обычно используются под индивидуальное жилищное строительство, а вторые — под личное подсобное хозяйство.

Для вышеуказанных земель ставка по налогу составит не больше 0,3 % от кадастровой стоимости.

Ряд категорий граждан может рассчитывать на дополнительные льготы.

Для юридических лиц

Земля, которая находится в собственности юридических лиц, может входить в состав целого перечня категорий. Среди них:

  • использующиеся для промышленности и производства участки;
  • прилегающие к офису территории;
  • земли городских застроек, в том числе и торговых кварталах.

Такое разнообразие приводит к повышению максимального размера ставки. Она может доходить до 1,5% от кадастровой стоимости участка. Если организация занимается сельскохозяйственным бизнесом, размер переплаты будет установлен на уровне, который действует для всех земель в регионе, входящем в эту категорию. Ставки не будут превышать 0,3%.

Физические лица, как и некоторые организации, имеют право воспользоваться льготами, позволяющими избавиться от необходимости в оплате налога или снизить его размер.

Для неиспользуемых земель

Не вся земля используется. Этот факт отразится на размере налоговой ставки. Так, если участок изъят из оборота, вносить денежные средства в бюджет за него не нужно. Если земля была признана бесхозной, размер ставки будет установлен в том же объеме, что и для прилегающих участков в кадастровом квартале.

Потребность в уплате налога исчезнет только в том случае, если объект перейдет в муниципальную собственность.

Если в последующем объявится владелец участка или его наследник, ему предстоит заплатить отчисления в бюджет за весь период задолженности.

За то, что земля не используется, ставка не может быть снижена. Однако представители муниципалитета имеют право отменить уплату налога в случае, когда необходимость во внесении денежных средств ложится на городскую администрацию.

Увеличение

Ставка по налогу не может быть выше 0,3 % или 1,5% в зависимости от категории земель. Однако представители муниципалитета имеют право уменьшить ставку.

Если гражданин, производящий отчисление с использованием местных льгот, нарушает порядок оплаты, в качестве санкции ставка может быть повышена. Однако она не может превышать установленный на федеральном уровне лимит.

Как рассчитать?

Размер отчисления в местный бюджет индивидуален в каждом конкретном случае. Это происходит из-за того что ставки земельного налога в 2019 году для разных категорий участков могут сильно различаться. Разнится и кадастровая стоимость участка.

Определение размера отчислений в пользу местного бюджета выполняются по следующей формуле:

Земельный налог = кадастровая стоимость участка х установленный размер ставки : 100

Юридические лица обязаны самостоятельно рассчитывать размер отчислений. Информацию необходимо указать в налоговой декларации. Физические лица освобождены от необходимости в самостоятельном произведении вычисления. За них все действия выполняют представители уполномоченного органа. Однако знание схемы расчёта позволит проконтролировать правильность начисления налога.

Вышеуказанная схема может меняться. Необходимо принимать во внимание присутствующие в каждом конкретном случае льготы. Если человек затрудняется самостоятельно произвести расчет, он может обратиться к представителю организации, которая готова за определенную плату самостоятельно определить размер земельного налога.

Кому положены льготы?

Некоторые категории населения имеют право на льготы. Так, жители севера, Дальнего Востока и Сибири могут полностью избавиться от необходимости во внесении отчисления в местный бюджет, если используют участок для промыслов и ряда иных целей.

Дополнительные льготы могут быть установлены на местном уровне.

Чтобы выяснить их наличие, необходимо обратиться в отделение ФНС, расположенное по месту проживания заявителя. Земельный налог взимается отдельно от НДФЛ.

Порядок уплаты

Денежные средства вносятся в местный бюджет до 1 декабря. Если плательщиком является юридическое лицо, закон обязывает заполнить налоговую декларацию. У физических лиц подобная необходимость отсутствует.

Денежные средства могут быть перечислены во время личного визита в отделение уполномоченного органа или при помощи использования онлайн-сервиса, расположенного на официальном сайте налоговой службы.

На видео о ставке земельного налога

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://realtyurist.ru/zemelnyj-nalog/stavka-zemelnogo-naloga/

Ставка налога на земельные участки

Ставка земельного налога, по сути, представляет собой процент от кадастровой стоимости земли, который плательщику необходимо уплатить в бюджет. Кадастровая стоимость – расчетная величина, определяемая после оценки участка экспертами. Проводится для установления реальной цены участка. В результате устанавливается категория земли, указываются отличительные особенности участка, его площадь.

Данные заносятся в госреестр. Оттуда информацию черпает ФНС, которая осуществляет расчет суммы, какая и подлежит уплате, с учетом ставок земельного налога для физических лиц. Затем следует рассылка уведомлений с указанием суммы к уплате. Следовательно, физлица не проводят самостоятельный расчет. Для ИП ситуация иная:

  • в отношении земель, используемых ими в качестве личных участков под жилищным фондом, приусадебным хозяйством, предприниматели получают «готовые» уведомления из ФНС;
  • земли, на которых ИП ведет хозяйствование с целью получения дохода, также облагаются налогом, но расчет осуществляет сам субъект хозяйствования.

https://www..com/watch{q}v=ytcopyrightru

Юридические лица производят самостоятельный расчет налога для любых категорий земель. Отчетность сдается в форме декларации. Авансовые взносы по налогу в течение отчетного периода вносятся вместе с подачей декларации. Итоговая отчетность сдается по окончании налогового периода – 12 месяцев.

Закон РФ «О плате за землю» устанавливает необходимость оплаты не арендованных земель. При этом результаты хозяйствования на земле не берутся во внимание при установлении размера ставки или предоставлении льгот. Кроме того, если земля не используется или это использование является нецелевым, ставка может быть двукратно увеличена. С 2016 года планируется увеличение максимального значения ставки налога до 2%.

Льготные категории, установленные на законодательном уровне, также смогут получить уведомление на оплату налога по минимальной ставке, как это было раньше до 2018 года.

  1. Жители районов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
  2. Общины народов, указанных выше и использующих землю для хозяйствования, проживания, развития традиционных промыслов.

Льготные категории также устанавливаются на региональном уровне и подтверждаются правовыми актами органов муниципальных образований.

  1. Ветеранов труда.
  2. Детей-войны.
  3. Инвалидов.
  4. Участников ликвидации ЧАЭС.
  5. Военнослужащих.

Этот список может быть расширен. Вышеперечисленные граждане могут быть освобождены от уплаты налога – частично или полностью.

Заметьте, для пенсионеров льготы в 2019 году не предусмотрены.

Чтобы оформить льготу, необходимо обратиться в отделение налоговой службы вашего района или города, подать документацию, подтверждающую права на ее получение – и написать заявление.

Порядок оплату налога на землю проходит поэтапно.

Квитанция на оплату приходит по почте, на имя собственника земельного участка.

Письмо с уведомлением может быть заказным, тогда владельцу земли обязательно необходимо получить его, поставив свою подпись и подтвердить получение.

В случае игнорирования писем гражданина могут привлечь к ответственности и выписать штраф.

Есть еще и другие варианты оповещения гражданина об оплате налога – через интернет в личном кабинете налогоплательщика, или через ТКС.

Направляют уведомление не позже 30 дней до момента наступления оплаты платежа.

То есть, направить уведомление гражданину должны не позже 1 ноября – в случае оплаты налога до 1 декабря 2019 года.

Предлагаем ознакомиться:  Узнать задолженность по квартплате в буденновске

Если служба не направила уведомление, или россиянин не смог его получить, он должен обратиться в отделение налогового органа самостоятельно, попросить оформить квитанцию – или же получить информацию с использованием интернет-сервиса на сайте официальной службы, выбрав услугу «Получение сводного налогового уведомления».

Оплатить квитанцию можно в:

  1. Любой банковской организации.
  2. На Почте.
  3. Через интернет-сервисы, введя сведения из квитанции.
  4. Через банковские терминалы.

Квитанцию об оплате лучше оставить себе.

Вы можете позвонить в налоговый орган по горячей линии – и получить консультацию, ответы на другие возникшие вопросы. Как быстро узнать, есть ли задолженность по налогам{q}

В связи с этим, налоговую ставку нужно знать абсолютно всем налогоплательщикам (в том числе и по налогу за землю), поскольку отсутствие этой информации не позволит рассчитать размер налога, который предстоит уплатить в местный бюджет. Это очень важный элемент налогообложения.

В зависимости от вида земельного участка, размер ставки различен. Об этом также будет подробно говориться в статье.

Налогообложение земель

Юрлица и граждане, владея участками земли, обязаны ежегодно уплачивать в бюджет налог. Исключением являются арендованные участки. Владение на праве собственности, пожизненное владение или бессрочное пользование является основанием для уплаты сбора.

Сбор за землю относится к местному типу. Все средства плательщиков поступают в местную казну. Соответственно, условия начисления, сроки и порядок уплаты, ставки и льготы по земельному налогу устанавливаются муниципальной властью. Ею же могут быть определены льготные категории плательщиков.

На федеральном уровне установлен вычет 10 тысяч рублей из базы, облагаемой налогом (кадастровой стоимости участка), для следующих лиц:

  • кавалер ордена Славы (все степени);
  • инвалиды первой/второй групп;
  • герой РФ, СССР;
  • ветераны/инвалиды боевых действий, в частности, ВОВ;
  • «чернобыльцы» и приравненные к ним категории граждан.

Юридически уменьшение базы нельзя считать льготированием. Но в конечном итоге уменьшение суммы налоговой базы приведет к уменьшению сбора. Случается, что база меньше установленной суммы в 10 тысяч рублей, тогда налог платить и вовсе не надо.

Укажем, какие преимущества будут от данных изменений в системе земельного налогообложения:

  1. Граждане смогут получить льготы по упрощенной процедуре, даже не предоставляя всей документации. Представитель налоговых органов сможет отправить запрос и сам получить нужные сведения о гражданине. В течение недели ему должен прийти ответ от другой инстанции.
  2. Срок получения уведомления сокращается. Гражданин может получить уведомление не только лично, но и через интернет, воспользовавшись официальным ресурсом службы, не тратя время на ожидание очереди.
  3. Получить ответ при обращении в службу можно быстро – в течение 3 дней.
  4. Льготные категории граждан могут рассчитывать на расчет налога по установленной минимальной ставке.
  5. Повышение бюджета регионов позволит улучшить экономическую обстановку в каждом субъекте РФ. Так как регионы чувствуют финансовый дефицит, лишними средства от налога на землю не будут.
  6. Переход на новую систему налогообложения будет происходить постепенно. Ступенчатый порядок перехода рассчитан на 5 лет. Поэтому граждане не заметят существенных изменений.
  7. Для расчета будут применять поправочный коэффициент, позволяющий снижать размеры налогов. 

Приведем пример: в 2019 году размер налогов поднимется на 20%. Если бы не использовали при расчете поправочный коэффициент, то размер мог увеличиться на 50-100%, что негативно бы сказалось на гражданах России и их расходах.

  1. Может быть завышен размер налога, так как в основе расчета будет недействительная стоимость земли.
  2. Стоимость земли будет установлена на разные участки одинакова. Это нецелесообразно, ведь не учитывается инфраструктура, местоположение земельного участка и другие факторы.
  3. Гражданин, решив сделать перерасчет стоимости земли, может сделать это только через судебную инстанцию. Из-за этого может увеличиться количество судебных дел и споров.
  4. Для юридических лиц налоги могут возрасти в 7-8 раз.

Предлагаем ознакомиться:  Замена стороны в договоре поставки

Предстоящие перемены в 2019 году пока что вызывают разные мнения экспертов и владельцев земельных участков. Как будет на практике проходить реформа системы налогообложения, узнаем в скором будущем.

Размер налоговой ставки определяется:

  • на уровне Налогового Кодекса РФ, в главе 32, посвященной земельному налогу);
  • в силу местного уровня данного вида налога, муниципалитеты и исполнительные органы власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) сами могут устанавливать, отменять или изменять свой размер ставки налога.

Тем не менее, сумма налоговой ставки, устанавливаемой муниципальной властью, не должна быть выше той, что закреплена на уровне всей страны.

Повышающие коэффициенты

В определенных курортных зонах средняя налоговая ставка земельного налога в 2015 году увеличивается на коэффициент:

  • Краснодарский край – в среднем коэффициент равен 6 (от 4 до 8 в зависимости от рекреационной ценности земель);
  • Ставропольский край – 4,5 (от 3,5 до 7);
  • коэффициент ставки земельного налога в 2015 году для Московской области – 3,5 (от 2,5 до 4);
  • Калининградская область – 4 (от 3 до 5);
  • Ленинградская область и Санкт-Петербург – 3,5 (от 2,5 до 4);
  • Приморский край – 2,5 (от 2 до 3).

Целью увеличения размера ставок налога на земельные участки для этих районов является стимулирование природоохранной деятельности по отношению к участкам земли, находящимся во владении организаций и физических лиц.

Актуальные ставки по земельному налогу в 2017 году для физических и юридических лиц

Выделяется несколько значений налоговой ставки по рассматриваемому виду налога: 0,3% и 1,5%.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • предназначенных для ведения сельскохозяйственных работ;
  • занятых под жилищным фондом, либо которые могут быть использованы для ведения личного подсобного хозяйства (иными словами, это земли под дачи);
  • используемых для обеспечения безопасности и обороны страны.

Соответственно, для всех иных видов земель применяется повышенная ставка, равная 1,5%.

Можно сделать вывод о том, что пониженная ставка 0,3% распространяется, по большей части, на те земли, которыми пользуются обычные граждане.

В силу этого на них возлагается меньшая денежная обязанность, нежели та, что относится к организациям, которые зачастую платят земельный налог 1,5% за земли, которые ими используются в процессе предпринимательской деятельности.

Что такое дифференцированные налоговые ставки на земли населенных пунктов

Такой вид налоговых ставок вправе устанавливать местные власти городов федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Дифференциация налоговых ставок производится по тем же параметрам, что и кадастровая стоимость земель.

Что касается земель населенных пунктов, то в данную группу земель включаются участки, предназначенные под:

  • строительство жилья;
  • общественные и деловые здания;
  • производство;
  • инженерные и транспортные инфраструктуры;
  • рекреационное назначение;
  • с/x использование;
  • возведение военных объектов;
  • некоторые другие территориальные зоны;
  • промышленность, энергетику, связь, радиовещание, телевидение и т.п.;
  • осуществление космической деятельности;
  • оборонный комплекс;
  • безопасность и земли иного специального назначения.

Например, в Москве принят Закон г. Москвы от 24. 11. 2004 года № 74 «О земельном налоге», в соответствии с которым установлены такие дифференцированные налоговые ставки:

  • 0,025% – для земель, которые используются для разведения садов, огородов и подсобного хозяйства исключительно для личных целей;
  • 0,1% – в отношении земель, на которых располагаются автостоянки, жилой фонд и инженерное хозяйство;
  • 0,3% – такую ставку используют в отношении участков, предназначенных для производства с/х продукции;
  • 1,5% – все другие категории земель.

Либо, дифференциация может иметь иной вид. Будет рассмотрен такой пример.

На момент приобретения участка по

ИЖС

, на котором ничего не размещено, либо который находится в труднодоступном месте, заброшен и т.п., может применяться налоговая ставка, равная 0,05%. Соответственно и кадастровая стоимость такого земельного надела будет гораздо меньше, чем у стандартного участка.

Но, по истечении 5 лет, хозяева этого заброшенного участка развили инфраструктуру к нему, выстроили на нем хороший коттедж и провели все необходимые коммуникации. В связи с этим налоговая ставка в отношении такого «преображенного» участка может повыситься до 0,3%, и его кадастровая стоимость также возрастет в несколько раз.

Любой налогоплательщик обладает правом знать конкретную налоговую ставку, применяемую к его участку земли.

Для того чтобы уточнить имеющуюся налоговую ставку, можно прибегнуть к нескольким способам:

  • лично посетить отдел местной администрации, отвечающий за решение земельных вопросов;
  • заглянуть на официальный сайт отделения ФНС и найти сведения там;
  • изучить уведомление, присланное ИФНС для уплаты налога за землю.

После выяснения налоговой ставки, лучше уточнить категорию земельного участка.

Такие сведения можно узнать из:

  • официальной выписки из ЕГРН, которую можно заказать в отделении Росреестра;
  • официального сайта Росреестра;
  • кадастрового паспорта либо свидетельства, подтверждающего право собственности.

Далее необходимо сопоставить категорию земель и установленную налоговую ставку, чтобы при расчете получить точную сумму подлежащего к уплате земельного налога.

https://www..com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Уточнение налоговой ставки всегда важно для любого налогоплательщика, поскольку от этой величины напрямую зависит размер уплачиваемого налога за землю.

Источник: https://elaginaanna.ru/uvelichenie-stavok-zemelnogo-naloga/

Рекомендуем!  Что входит в межевание садового участка?
Сhel-oblsud.ru