Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель?


Арендатор уплачивает земельный налог: последствия для арендодателя — Audit-it.ru

Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель?

О. П. Гришина

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 11/2016

Арендодатель вправе переложить на арендатора уплату земельного налога (в виде компенсации сумм налога) по участку, которым владеет на праве собственности. Нужно ли возмещение земельного налога считать дополнительным доходом от реализации и включать в облагаемую базу по НДС?

Если земля принадлежат арендодателю, то он вправе переложить на арендатора уплату земельного налога. При этом арендатор, конечно, не будет непосредственно осуществлять платеж в бюджет, поскольку плательщиком данного налога является владелец участка – арендодатель.

Но условиями сделки на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю сумму уплаченного земельного налога. Между тем экономия на земельном налоге в подобной ситуации может обернуться для арендатора дополнительными расходами, в частности, в виде НДС, так как обозначенную сумму компенсации следует включить в налоговую базу по нему.

Судьи категоричны – сумма возмещения земельного налога является дополнительным доходом от реализации, подлежащим налогообложению.

Арендатор не является плательщиком земельного налога

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03-05-04-02/51336.

С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

О компенсации суммы земельного налога

Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним.

В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч.

 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст.

 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного. Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды. Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налого­обложении.

Компенсацию земельного налога нужно включить в налоговую базу. Почему?

Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

  • является составной частью арендной платы;
  • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.

Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.

2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст.

 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

Пример

В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж[2]).

Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

И это не считая пеней, исчисление которых производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). В данном случае пени начнут исчисляться с 21.10.2016. День погашения налоговой задолженности не должен учитываться при ее расчете, что следует из Письма Минфина России от 05.06.2016 № 03-02-07/39318.

* * *

Итак, Гражданский кодекс не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога по участку, являющемуся предметом аренды.

Между тем сумма компенсации налога (если она имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду) может быть квалифицирована в качестве дополнительной платы по договору аренды. С точки зрения уплаты НДС обозначенная компенсация связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Следовательно, ее нужно учесть в базе при налогообложении. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ № 305-КГ16-10312. Не учитывать его – рискованно.

[1] Федеральный закон от 21.07.1997 №?122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a69/888141.html

Земельный налог как часть арендной платы

Если в договоре аренды земельного участка прописано условие о возмещении арендодателю земельного налога, будьте уверены — налоговики эти суммы включат в налоговую базу по НДС. Оспорить такое решение в суде компания вряд ли сможет. Подтверждение тому — Определение Верховного суда РФ от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312.

Суть спора

Организация заключила долгосрочный договор аренды земельного участка. В нем было предусмотрено, что арендатор должен помимо арендной платы компенсировать арендодателю земельный налог и (или) авансовый платеж по нему, начисленный на арендованный земельный участок в соответствии с законодательством о налогах и сборах. С сумм такой компенсации арендодатель НДС не исчислял и счета-фактуры арендатору не выставлял.

Обнаружив этот факт при проверке, налоговики доначислили с суммы возмещения земельного налога НДС. Они квалифицировали данные суммы как денежные средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Поэтому на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ включили их в налоговую базу по НДС.

Не согласившись с таким решением, арендодатель обратился в суд. В защиту своей позиции он привел разъяснения, данные специалистами ФНС России в п. 2 письма от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@. В них сказано, что компенсационные выплаты на возмещение затрат арендодателя по содержанию сданных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы по НДС. Соответственно, счет-фактуру на эти суммы арендодатель не выставляет. По мнению компании, данный подход должен применяться и при получении от арендатора возмещения в счет уплаты арендодателем земельного налога.

Позиция арбитров

Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Приведем их аргументацию.

При расчете налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ). При этом согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В данном случае денежные средства, являющиеся компенсацией расходов арендодателя на уплату земельного налога за переданные в аренду земельные участки, имеют прямое отношение к сдаче указанных земельных участков в аренду и фактически являются дополнительной платой по договору аренды. При этом рассматриваемая компенсация подлежит учету в налоговой базе по НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как имеющая прямое отношение к договору аренды и связанная с оплатой за аренду земельных участков.

Арбитры также отметили, что в гражданско-правовых отношениях цена определяется соглашением сторон договора, если законом не предусмотрено иное. Согласно ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором аренды. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание различных форм арендной платы.

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). Таким образом, земельный налог уплачивает собственник участка. Исходя из положений ст. 614 ГК РФ, в договоре аренды может быть предусмотрена компенсация земельного налога, которая будет считаться составной частью арендной платы.

На основании вышеизложенных норм суды пришли к выводу, что арендодатель в нарушение ст. 164 и 167 НК РФ не исполнил обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельных участков в виде возмещения расходов по уплате земельного налога.

Компания попыталась оспорить вынесенное решение в Верховном суде, но потерпела поражение. Суд признал позицию налогового органа правомерной. Высшие арбитры подтвердили вывод кассации о том, что дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога имеет прямое отношение к договору аренды и связана с оплатой за аренду земельных участков. Следовательно, ее необходимо учитывать при определении налоговой базы по НДС.

Также они указали, что в спорной ситуации возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых ему арендатором.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/323383/

Как правильно платить земельные налоги в Украине

В декабре Верховная Рада и Кабмин активно занялись переписыванием земельного законодательства: от продления моратория на продажу земли и земельной децентрализации до изменения порядка регистрации прав собственности на землю и запуска системы онлайн регистрации договоров аренды сельхозземель.

Читайте статью: Земельная экзотика: аренда, суперфиций, эмфитевзис

Есть также предложение от Президента страны об уплате налога с доходов физлиц, арендующих землю с/х назначения по месту регистрации участка, а не так как сейчас — по месту регистрации самого арендатора. Как ожидается, это новшество позволит покончить со скрытой арендой земли без уплаты налогов. По предварительным оценкам, речь идет о 30%
всех земельных ресурсов Украины.

UBR.ua выяснил у юристов, какие налоги и когда должны платить владельцы и арендаторы земельных участков.

За что платим

Земельные правоотношения регулирует Земельный кодекс. Порядок внесения платы за землю — земельного налога и арендной платы — регламентируется ст.269-289 Налогового кодекса.

С 2015 года плата за землю трактуется Налоговым кодексом (ст.14) как обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога или арендной платы (если речь идет об участках государственной и коммунальной формы собственности).

«Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли (НДО), с учетом коэффициента индексации, а в случае отсутствия такой оценки, площадь земельных участков», — уточнил UBR.ua управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз.

Как пояснила финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко, индекс инфляции за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации, применяется со значением:

  1. для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) — 100 %;
  2. для земель несельскохозяйственного назначения — 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно было применять следующие коэффициенты:

  1. для сельхозугодий — 1,0;
  2. для прочих земель — 1,06.

Нормативная денежная оценка проводится по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Она проводится не реже чем раз в 5-7 лет для земель в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также сельхозземель за пределами городов и сел. Для прочих земель за пределами населенных пунктов этот интервал больше — 7-10 лет.

В частности, порядок оценки сельхозземель утвержден приказом Минагропрода №262 от 23 мая 2017 года, а сама методика оценки — постановлением КМУ №831 от 16 ноября 2016 года. Справку об оценке земли выдает местное отделение Госгеокадастра.

Пользуйтесь консультацией: Как оформить куплю-продажу дома и земельного участка

Сколько платить

Ставка налога на земельный участок, нормативная денежная оценка которого проведена, устанавливается местными советами в размере не более 3% от такой оценки. Для земель общего пользования (дороги, проезды, парки, пляжи и тому подобное в зоне населенных пунктов) — не более 1% от оценки.

Згадайте новину: Договір оренди землі укладається за новою формою

Для сельхозугодий применяется вилка ставок: не ниже 0,3%, но не более 1% от нормативной оценки земли (до 1 января 2017 года нижняя граница не устанавливалась).

При этом для предприятий, которые имеют госакты на постоянное землепользование, применяется максимальная ставка 12% от НДО, за исключением земель коммунальной и государственной форм собственности. Учитывая, что Земельный кодекс (ст.92) дает право постоянного пользования только госпредприятиям и коммунальным компаниям, эта норма фактически вынуждает компании либо оформлять землю в собственность, либо заключать договор аренды.

«Если земли находятся в постоянном пользовании частного бизнеса, ставка налога будет не больше 12%. Размер арендной платы устанавливается договором аренды, но он не может быть ниже ставки земельного налога, установленного для такой категории земель и не может быть выше 12%», — объяснил UBR.ua юрист ЮФ ILF Арсен Бучковский.

Годовая сумма платежа (п. 288.5 НК) не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на конкретной территории. Предельный размер арендной платы (12% НДО) может быть превышен только в случае определения арендатора на конкурентной основе.

При расположении земельного участка за пределами населенного пункта и отсутствии оценки, ставка налога на землю устанавливается в размере не более 5% от НДО единицы площади пашни по конкретной области. Для сельхозугодий опять-таки не менее 0,3%, но не более 5% от оценки единицы площади пашни по области.

Читайте статтю: Орендна плата за землю: підстава для припинення договору

Кто платит

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом, кроме того существуют особенности при оплате земельного налога плательщиками единого налога.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Как рассказал Виктор Мороз, начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления. Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 ст. 288 НКУ).

«При этом, физлица-предприниматели, при уплате налога за землю могут воспользоваться механизмом упрощенного налогообложения с оплатой фиксированного единого налога», — рассказал Виктор Мороз.

Юрлица же ежегодно самостоятельно рассчитывают размер платы за землю по состоянию на 1 января нового года (п. 286.2 НК) для подачи отчетности. Как пояснил Арсен Бучковский, компании сами обязаны подать декларацию по земельному налогу не позднее 20 февраля с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам.

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

«При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%», — отметил Виктор Мороз.

По словам Арсена Бучковского, если юрлицо арендует землю у физлица, то арендатор обязан удержать и заплатить налог с дохода арендодателя в роли его налогового агента.

«Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор», — сказал он.

Читайте статью: Аренда земельного участка: тенденции судебной практики

Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

«Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании заключенного в установленном порядке договора аренды», — подчеркнула UBR.ua финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко.

Следует помнить, что физлицо-предприниматель, будучи плательщиком единого налога, не может сдавать в аренду земельные участки площадью более 0,2 га. А предприниматель на общей системе налогообложения заплатит те же налоги, что и физические лица.

Льготы и штрафы

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  1. инвалиды первой и второй группы;
  2. граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  3. пенсионеры (по возрасту);
  4. ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  5. пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

Читайте статтю: Как бороться с увеличением размера платы за аренду земли?

Как пояснил юрист ООО «ЮКК Де-Юре» Владислав Мартынчук, все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  1. для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  2. для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  3. для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  4. для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  5. для ведения садоводства — 0,12 га.

«Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога», — объяснил Арсен Бучковский.

Кроме того, в случае передачи физическим лицом земельного пая в аренду плательщику единого налога 4-й группы (сельхозпредприятия), такое лицо освобождается от уплаты налога за данный земельный участок. Но это не распространяется на уплату арендной платы — условия ее уплаты регулируются договором аренды.

«Плательщики 4 группы единого налога не платят земельный налог за земельные участки сельскохозяйственного назначения находящиеся в их собственности, однако стоит отметить что такие земельные участки являются базой для налогообложения единым налогом», — заметил Владислав Мартынчук.

Плательщики 1-3 группы единого налога освобождаются от уплаты налога на земельные участки, которые они используют в своей хозяйственной деятельности.

Также от уплаты налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные комплексы, общественные организации инвалидов, предприятия и учреждения, организованные такими организациями, базы олимпийской и параолимпийской подготовки, учебные заведения.

При этом предприятия организаций инвалидов для получения льготы должныиметь в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.

За неуплату налога в срок, по словам юристов, физлиц ждет штраф в размере 10% суммы долга (при задержке на 30 дней) или 20% при большем сроке плюс пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

Юрлиц могут оштрафовать за неподачу декларации по плате за землю, за нарушение порядка заполнения налоговой декларации, за несвоевременную уплату налога за землю, за нарушение сроков внесения арендной платы.

Читайте статтю: Проведение нормативной денежной оценки земли обязательно для заключения договора аренды земельного участка

КОНСТАНТИН СИМОНЕНКО

Источник: ubr

Источник: https://protocol.ua/ua/kak_pravilno_platit_zemelnie_nalogi_v_ukraine/

Должен ли арендатор платить земельный налога и кто должен оплачивать

Стороны, закрепив в договорной форме все условия аренды земельного участка, в будущем вынуждены будут обратиться к разрешению вопросов, связанных с порядком начисления и выплаты земельного налога. Оценка названого налога, как составляющая аренды земли, тесно связана, прежде всего, с его правовой природой.

Законодатель закрепил за собственником право передачи в аренду земельного участка (ст. 607 ГК РФ). К важным условиям договорных отношений по аренде п. 3 ст. 607 ГК РФ относит полное и четкое описание предмета – участка земли. Сторонам необходимо зафиксировать в соглашении об аренде:

  • данные о местонахождении земли;
  • цель использования;
  • границу;
  • номер кадастровый.

Игнорирование данного требования закона, является поводом для сомнений в юридической чистоте соглашения, с признанием его по решению суда незаключенным.

Понятие налога на землю

Каждый собственник или пользователь, независимо от несения бремени оплаты использования участка земли, несет ежегодную обязанность выплат на счет государственного бюджета налога на землю. Земельный налог обязателен в силу закона. Фиксирование величины его ставки принадлежит муниципалитету, территориально контролирующему участок земли (ст. 387 НК РФ). Названый обязательный платеж вменен (ст.388 НК РФ):

  • каждому владельцу участка земли (доли);
  • постоянному пользователю земли на праве закона (например, в силу аренды или пожизненного владения).

Получатель платежа — бюджет субъекта РФ, так как это местный налог. Наименование налога определяет объект налогообложения — земля. Причем она может быть отнесена к названному объекту только при условии ее нахождения на территории определенного муниципалитета или же на территории Москвы и Санкт-Петербурга — городов федерального значения (ст. 389 НК РФ).

Факт арендных правоотношений на землю служит основанием для уплаты налога из личных средств собственника или постоянного пользователя, но не арендатора. Например, аренда земли предприятием у физлица послужит причиной бюджетного требования у последнего. Специфика взиманий налога на землю заключается именно в этом.

Аренда офисного помещения или функционального здания (его части) не влечет за собой обязанности выплат зем. налога в силу того, что не происходит переход права собственности на помещение или его часть и, соответственно, на землю под ним (абзац 1 статьи 606, пункт 1 статьи 650 ГК РФ).

Суммарный состав арендной платы, в этом случае, может включать в себя статью расходов арендодателя по внесению в бюджет зем. налога, но лишь при закреплении в договорной форме условия о такой выплате.

Важно! Но при этом налог платит в бюджет сам арендодатель и только он. Договор силу действующего законодательства не может содержать норму о возможности внесения в бюджет зем. налога арендатором вместо арендодателя. Последнее вытекает из прямого указания налогового закона о выплате налоговых обязательств непосредственно налогоплательщиком.

При вхождении земельного надела в имущественную массу паевого инвест. фонда бюджетное требование должно быть отнесено в адрес управляющего этим фондом.

Юридические и физ. лица, являясь плательщиками единого налога (ЕНВД), освобождаются от зем. налога при условии использовании принадлежащей им земли в целях предпринимательства.

Налоговая ставка тесно связана с категорией участка – его качественными характеристиками. При этом тот или иной муниципалитет имеет право вносить корректировки в процентную ставку. Не редки случаи, когда ставка зем. налога за прошедший период может отличаться по размеру от установленной на текущий годовой период. Это может быть связано, прежде всего, с внесением изменений в кадастровую стоимость земли в текущем году.

Требования к порядку выплат налога

Основы правил выплат зем. налога зафиксированы в ст. 397 НК РФ. Законодатель предоставил местным органам самоуправления разрабатывать процедуру, вносить временные корректировки по уплате, жестко определив, что принятые ими нормы и организационные решения не должны входить в противоречие с НК РФ. Это требование распространяется, например, на формирование списка освобожденных от уплаты платежей налогоплательщиков. Как пример такой правоприменительной практики может являться снижение сумм его оплаты пенсионерам на необлагаемую часть, применяемой в некоторых регионах РФ.

Для физ. лиц срок уплаты, в том числе и при аренде земельного участка – один раз в год после получения квитанции на оплату – налогового уведомления. В нем содержатся все необходимые для оплаты реквизиты и приведен размер налога. Такое уведомление налоговые органы должны сформировать до 01 марта года, следовавшего за отчетным.

По установившей практике вместе с уведомлением гражданину одновременно представляется форма заявления на случай несоответствия данных, которые содержаться в уведомлении, фактическим обстоятельствам формирования сумм налога по конкретному объекту налогообложения. Иными словами, для физических лиц расчетная составляющая налога производится соответствующими подразделениями налоговых органов.

Для юр. лиц законодатель предусмотрен несколько иную процедуру. Во-первых, расчет этого обязательного платежа производится ими своими силами. Соответственно, формирование платежных документов, в частности, для уплаты зем. налога при аренде земли осуществляется ими самостоятельно. Проявление внимания – это главное при их заполнении. Перепутать банковский счет или налоговые реквизиты разных муниципальных образований нельзя. Ошибка может стоить признанием факта уклонения от уплаты обязательного платежа. Для предприятия и предпринимателя периодичность выплат зем. налога – четыре раза в течение года.

При этом платеж в первом квартале, полугодии и по истечении девяти месяцев признается как авансовый, а годовой – формирующий и окончательный. Аванс обязателен к оплате в течение 30 дней. Первый квартал — до 30 апреля, полугодие – до 30 июля, девять месяцев – до 30 октября. Окончательный расчет юр. лицу и ИП надлежит произвести до первого февраля, следующего за отчетным годом. Муниципалитету  предоставлено право внести изменения в срок уплаты как для физических, так и для юр. лиц. Однако устанавливать срок, превышающий максимальный временной норматив налогового законодательства, муниципалитет не вправе.

При приобретении юр. лицом земли для строительства на нем жилого дома для населения, платеж устанавливается в 2-кратном размере к последующим платежным периодам на срок три года с государственной регистрации права на землю. Физ. лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, осуществляет расчет и выплату зем. налога  по тем же правилам, что и юр. лица.

Для предпринимателя существует лишь одна существенная особенность – земельный налог подлежит уплате только на объекты, которые используются в целях предпринимательства. Так, если в собственности или на праве владения у ИП имеется земельный надел и он, как физ. лицо, распоряжается им только для личных целей, то эта земля попадает в налоговый режим, который установлен физ.

лицам.

Порядок расчета при аренде земли у государства

Земля арендуемая у государства, находится в правовом режиме предоставленной в пользование. Налог, в таком случае, будет являться формой платы за пользование гос. ресурсами и площадью. Данные о земле, как объекте налогообложения приведены в плане, карте, специальной документации и кадастровом паспорте конкретного участка. Кадастровый паспорт содержит наиболее точную информацию.

Для определения налога существенной является информация о финансовом доходе владельца или пользователя, полученном с земельного участка, а также фактические данные, подтверждающие его плодородность и расположение. При расчете платежа на землю сельхоз. назначения, в первую очередь, учитывается ее качественные характеристики.

Разработан и законодательно утвержден специальный алгоритм расчета земельного налога: Нр=Нс*К1*К2*Оп.

  • Нс — действующая налоговая ставка (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;
  • К1 — увеличивающий коэффициент ставки в курортных районах;
  • К2 — увеличивающий коэффициент ставки в связи со статусом города, где находится участок;
  • По — общая площадь земли (в кв. м).

Для земельных участков, используемой в сельском хозяйстве, задействованной в жилфонде, а также купленной для возведения жилья, приобретенной для выращивания цветов или растений, огородничества и личного подворья ставка по налогу не должна превышать 0,3%.

Использование земли в иных целях повлечет за собой применение налоговой ставки, исчисленной исходя из 1,5% от ее стоимости, зафиксированной в кадастровом паспорте.  Далее посмотрите полезное видео по уплате земельного налога.

https://www..com/watch?v=yOrfVdXu4mY

Источник: http://arendaexpert.ru/zemelnyj-nalog-pri-arende-zemelnogo-uchastka/

Рекомендуем!  Как делается межевой план земельного участка?
Сhel-oblsud.ru