Президент подписал закон о приватизации земельных участков
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 13 августа подписал закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», принятый Законодательной палатой 26 апреля и одобренный Сенатом 3 мая.
В январе президент подписал указ о совершенствованию процессов урбанизации в стране. Документом с 1 июля была разрешена приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения юридическими и физическими лицами. Новый закон, который регламентирует порядок приватизации земельных участков и правовой статус приватизированных участков, вступит в силу с 1 марта 2020 года. Согласно указу президента, до 1 февраля 2020 года в Сырдарьинской области будет проводиться правовой эксперимент по апробации процедуры приватизации земельных участков.
Под приватизацией понимается отчуждение земельного участка, находящегося в публичной собственности, в собственность физических лиц — граждан Узбекистана или юридических лиц — резидентов Узбекистана. Основные принципами приватизации земельных участков определены законность, добровольность, возмездность, единство приватизируемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, а также открытость и прозрачность.
Какие земли можно приватизировать
Объектами приватизации земельных участков, согласно закону, могут быть:
- земельные участки, на которых расположены принадлежащие юридическим лицам на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также
- прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности;
- земельные участки, предоставленные гражданам Узбекистана для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;
- свободные земельные участки;
- земельные участки, предоставленные Фонду развития урбанизации при Министерстве экономики и промышленности.
Приватизации не подлежат земельные участки:
- расположенные на территориях, не имеющих утвержденных и опубликованных схем планировки;
- на которых расположены месторождения полезных ископаемых, стратегические объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации (их перечень определяется согласно законодательству);
- входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фондов, общего пользования городов и поселков (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары);
- зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению;
- предоставленные участникам свободных экономических и малых промышленных зон.
Иностранные граждане и юридические лица — нерезиденты Узбекистана, а также лица без гражданства не могут быть субъектами приватизации земельных участков.
Приватизация земельных участков может производиться в следующих формах:
- выкуп юридическими и физическими лицами земельных участков, находящихся на правах постоянного пользования (владения) либо пожизненного наследуемого владения;
- продажа земельных участков через электронный онлайн-аукцион.
Средства, поступающие от приватизации земельных участков, направляются в Фонд развития урбанизации.
Решение о приватизации
Решение о приватизации земельных участков принимают органы государственной власти на местах, которые определяют свободные участки для приватизации через онлайн-аукцион, а также участки, предоставляемые Фонду развития урбанизации.
Заявление о приватизации подается через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных госуслуг на имя хокима района (города) по месту расположения земельного участка. Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков в течение 10 рабочих дней должна рассмотреть заявление и составить положительное или отрицательное заключение. Заключение является основанием для принятия решения хокима о приватизации или об отказе.
Законом определен список конкретных оснований для отказа в приватизации (по другим основаниям отказ не допускается):
- отсутствие оснований для приватизации;
- наличие незавершенных судебных разбирательств в отношении приватизируемых участков;
- наличие запрета или ареста, наложенного на объекты недвижимости, расположенные на приватизируемых участках;
- наличие утвержденных генеральных планов населенных пунктов, а также актов уполномоченных государственных органов об изъятии участков для государственных и общественных нужд, строительстве инфраструктурных объектов, принятых до подачи заявления и непосредственно препятствующих приватизации;
- обнаружение в заявлении недостоверных, противоречивых или искаженных сведений;
- неосуществление или неполное осуществление оплаты за приватизируемый участок в установленный срок.
После получения письменного или электронного уведомления о положительном заключении комиссии плата за участок должна быть внесена в течение 10 рабочих дней. Размер платы, на котором расположены объекты недвижимости, определяется Кабинетом Министров в кратных размерах ставки земельного налога с юридических лиц и физических лиц.
При определении размера платы за приватизируемый участок Кабинет Министров вправе устанавливать дифференцированные коэффициенты в отношении отдельных категорий участков, юридических и физических лиц, в том числе освобожденных от уплаты земельного налога.
Решение о приватизации принимается в течение 3 рабочих дней после проведения оплаты за приватизируемый участок. Решение о приватизации участков не подлежит пересмотру во внесудебном порядке.
Решение об отказе в приватизации принимается в день составления отрицательного заключения и может быть обжаловано в административный суд.
Приватизация свободных участков
Свободные земельные участки определяются органами государственной власти на местах в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и территорий. Они могут продаваться в собственность юридических и физических лиц через электронный онлайн-аукцион по согласованию с Агентством урбанизации. Свободные участки могут быть проданы через электронный онлайн-аукцион с инвестиционными обязательствами.
Заявка на участие в онлайн-аукционе может подаваться юридическим лицом — резидентом Узбекистана — для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности, а физическим лицом — гражданином Узбекистана — для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, а также для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности.
Стоимость приватизируемого свободного участка определяется по результатам проведенного онлайн-аукциона. Стартовая цена устанавливается равной рыночной стоимости участка на момент выставления на аукцион.
Право собственности
Приватизированные земельные участки являются частной собственностью и объектами гражданского оборота. «Право частной собственности на приватизированные земельные участки неприкосновенно», — гласит закон.
Собственники приватизированных участков имеют право:
- свободно владеть, пользоваться и распоряжаться участком по своему усмотрению и в своих интересах, в том числе использовать его в качестве предмета залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал (уставный фонд) юридического лица, предоставлять в аренду, не нарушая права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц и государства;
- требовать устранения всяких нарушений права собственности на приватизированный земельный участок;
- самостоятельно хозяйствовать на приватизированном участке;
- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос.
Изъятие приватизированного участка допускается только при обращении взыскания на этот участок по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке национализации, реквизиции и конфискации. Закон подробно описывает каждый из таких случаев.
Источник: https://www.gazeta.uz/ru/2019/08/13/private-land/
Какие земельные участки не подлежат приватизации — Юридический онлайн справочник
Закон о приватизации земельных участков в новой редакции установил, что граждане смогут бесплатно получить землю от государства ещё до 2018 года. Ранее такая возможность была установлена лишь до 2015 года. Кроме того, как отмечают некоторые депутаты Государственной думы, со временем приватизация может быть переведена в бессрочную форму.
Какие земли можно приватизировать?
Разумеется, не все земли подлежат приватизации.
Закон о приватизации земельного участка ограничивает перечень категорий земель, допущенных к приватизации следующими типами:
- Все те земли, которые были переданы гражданам в пользование до вступления в юридическую силу указанного закона.
- Участки, которые выделяются гражданам для постройки собственного жилища, а также для осуществления на них хозяйственной деятельности подсобного характера.
- Те земли, на которые граждане получили либо получат право безвозмездного пользования, которое имеет бессрочный и наследуемый характер.
- Земельные наделы, предоставленные гражданам в пределах садоводческих, дачных кооперативов и так далее в целях устройства личных садов и огородов.
В своём большинстве это земли исключительно населённых пунктов и сельскохозяйственного назначения. Однако и из данных категорий возможны исключения, когда приватизировать не представляется возможным.
Так, законом к таким землям отнесены следующие:
- земли, которые специальным актом или в соответствии с земельным законодательством выведены из свободного оборота между лицами;
- участки, которые государство планирует изъять в собственных целях в ближайшие 30 лет, которые подлежат реквизиции по иным причинам.
Вместе с тем рассматриваемый ФЗ (федеральный закон) в России не является исключительным актом, регулирующим порядок приватизации.
Так, помимо него процедура будет регламентироваться следующими актами:
- Земельный кодекс;
- Закон о дачной амнистии;
- Закон о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Основной целью ФЗ является прекращение права граждан на безвозмездное пользование участками в наследуемом порядке. По этой причине до 2018 года должны быть переведены в частную собственность их нынешних владельцев либо оформлены посредством договора аренды.
После указанной даты иные формы права владения землёй не будут признаваться в качестве юридического факта.
Участок, где расположен частный дом
Ранее, когда гражданам выдавалась земля на праве бессрочного владения пожизненного типа, то им давалось разрешение на возведение на ней строения, хотя по нынешнему законодательству разрешение выдаётся лишь при согласии собственника земли. По этой причине случился казус, который привёл к тому, что дома стали частной собственностью, а земля осталась государственной.
Однако Земельный кодекс устанавливает, что земля и строение на ней являются неотделимым целым. Такое же положение закреплено и в гражданском законодательстве. Так что приватизации земли под частным домом является обязательством каждого собственника такого строения.
Чтобы осуществить приватизацию в данном случае в местную администрацию, в земельное управление предоставляется следующий перечень документации:
- заявление;
- паспорт собственника строения;
- копию документа, который удостоверяет факт предоставления земли;
- кадастровые документы на землю и на строение.
При этом в обязательном порядке осуществляется выкуп земли. То есть бесплатно приватизировать землю в таком случае не получиться.
Цена участка определяется согласно удельным показателям за единицу измерения участка, установленным государственной оценкой, которая проводится раз в 2–5 лет в зависимости от региона.
Участок под многоквартирным домом
Жители многоквартирных домов даже не имеют представления о том, кому принадлежит земля под их домом. Если участок при постройке здания был выкуплен застройщиком, то она сразу становится собственностью жителей, которые купили квартиры в соответствующем доме, либо жилищной организации, в зависимости от положений договора.
Однако большинство домов были построены ещё в советское время либо после развала, но также на средства государства. Так что земли под большинством таких домов являются до сих пор собственностью государства.
Положения нового закона об обязанности жильцами выкупить земли под их домами распространяются и на жителей многоквартирных домов. Это не только бюрократическая проблема, но и возможность, которая даёт жильцам множество преимуществ.
Среди таких преимуществ стоит отметить следующие:
- после выкупа никто не сможет распоряжаться либо каким-то иным образом пользоваться землёй, кроме самих жильцов;
- без участия и согласия жителей никто не сможет возводить постройки, даже государственного или иного публичного назначения;
- муниципалитет не сможет изъять участок под домом, тем самым не сможет принудительно переселить жителей в другие дома;
- жильцы смогут получать определённую прибыль, если будут использовать приватизированные земли непосредственно перед домом в коммерческих целях;
- жители смогут сами обустраивать эти участки по своему усмотрению по общему соглашению всех собственников квартиры соответствующего многоквартирного дома.
Таким образом, преимуществ достаточно, чтобы жители многоквартирных домов решились быстрее осуществить приватизацию.
Вместе с тем стоит отметить некоторые негативные для жильцов последствия:
- После того как жильцы станут собственниками земли под их домом, они обязаны будут платить земельный налог. Ставка земельного налога имеет процентную привязку к кадастровой стоимости. Так что размеры налогов получаются немаленькими. Однако, сумма налога распределяется между всеми собственниками квартир.
- Облагораживание и обустройство придомовых участков является не только правом, но и обязательством собственников квартир. Так, если такие участки будут находиться в неухоженном состоянии, то жилищная инспекция может наложить штраф на жильцов.
- После приватизации участка под многоквартирным домом стоимость одной квартиры в нём автоматически подскачет на 20–30%. Тем самым жильё станет менее ликвидным, а собственникам будет сложнее продать свои квартиры.
Нужно иметь в виду, что по любому своему усмотрению жильцы участок использовать не смогут.
Так, при облагораживании и ином использовании придомового участка требуется соблюдать нормы проживания и иные бытовые, технические стандарты, установленные жилищным законодательством.
Участок в селе
Сельские участки также подлежат приватизации, однако её порядок регламентируется иным законом, который специально регулирует оборот сельскохозяйственных земель. ФЗ достаточно обширный и подробно регламентирует приватизацию земель на селе.
Основные моменты заключаются в следующем:
- Вопросы приватизации земель на селе находятся в ведении местных органов власти. Так, сельские советы осуществляют непосредственное распоряжение участками в соответствии с приказами вышестоящей администрации и согласно региональному законодательству.
- Граждане, а также организации могут получить земли в своё пользование в сельской местности согласно договору купли-продажи или аренды. Выкуп земель осуществляется исключительно на публичных торгах, назначаемых при наличии двух и более претендентов на землю. Данное правило действует лишь при условии подачи публичного объявления о проведении торгов на соответствующие участки.
- Наличие договора аренды, действующего более трёх лет, является основанием для выкупа земли в приоритетном порядке. Так, граждане и организации, имеющие такие договоры на землю, могут выкупить её без проведения торгов путём заключения обычного соглашения о купле-продаже.
Однако главным условием получения земли от государства, будь то выкуп или аренда, является целевое использование соответствующих участков. Так, несоблюдение норм Земельного кодекса по поводу целенаправленности каждой категории земли является основанием для изъятия земли даже из частной собственности.
Дачная амнистия
Многих обрадовало положение закона о дачной амнистии про приватизацию земли. Однако не всё на самом деле так гладко. Многие граждане и владельцы дач попросту не подпадают под условия дачной амнистии.
Так, основными условиями приватизации дачных участков являются:
- Получение земли до 2001 года. Все участки в садовых и дачных кооперативах, полученные после указанного года, подлежат приватизации в общем порядке. На такие участки в садоводстве дачная амнистия не распространяется.
- Право, предоставленное на землю. Так, приватизировать можно лишь те дачные участки, которые предоставлены на основе права пожизненного владения с последующим наследованием или в постоянное безвозмездное пользование. Аренда земли или иное платное пользование означает необходимость выкупа земли, а не бесплатную приватизацию.
- Если на участке имеются определённые строения, то необходимо в обязательном порядке представить разрешительные документы на строение, в частности, разрешение на ввод соответствующего жилья в эксплуатацию. В противном случае факт наличия строения лучше скрыть или оформить на него документы в качестве вновь возводимого строения.
Источник: https://rezonans-law.com/kakie-zemelnye-uchastki-ne-podlezhat-privatizatsii/