Кто имеет право на бесплатные земельные участки и насколько сложно их получить
Земельный кодекс Украины предполагает, что каждый гражданин имеет право получить земельный пай для жилых и хозяйственных нужд. Сейчас, когда вся страна с волнением ожидает начала земельных торгов, как нельзя кстати вспомнить о законных правах украинцев на свою землю
pic2.me
С 1 октября 2020 года правительство планирует запустить рынок земли в Украине и отменить запрет на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения. Для простых граждан это означает, что они получат возможность продавать свои сельскохозяйственные земли, а не искать на них арендаторов. Как народу получить выгоду от снятия моратория продажу земли – разберемся дальше.
Статья 121 Земельного кодекса Украины говорит о том, что «граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности…». То есть любой украинец может подать заявление о выделении ему участка. В статье 116 Земельного кодекса уточняется, что выдача земельных участков для каждого гражданина возможна по одному разу для каждого вида использования (итого – до 2,48 Га на человека).
Размер выделенного земельного пая зависит от цели использования:
- сельское хозяйство – до 2 гектаров,
- садоводство – до 0,12 гектара
- строительство жилых помещений и хозяйственных сооружений:
-
- в селах – до 0,25 гектара;
- в поселках – до 0,15 гектара;
- в городах – до 0,10 гектара.
-
- индивидуальное дачное хозяйство – до 0,10 гектара
- строительство индивидуальных гаражей – до 0,01 гектара.
Еспрессо.tv
А можно и мне кусочек?
Первоочередное право на получение бесплатных земельных паев предоставляется участникам боевых действий. Его гарантирует статья 12 закона Украины о статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты. Как сообщает Госгеокадастр, по состоянию на 30 августа 2019 года участникам боевых действий и семьям погибших воинов было выделено 3045 земельных участков площадью 4,9 тыс. гектаров.
Согласно Земельному кодексу, получить в распоряжение земельный пай может каждый совершеннолетний гражданин Украины, не зависимо от места его регистрации. Поскольку большинство земель находятся в собственности частных лиц, государства или коммунальных организаций, желающему предстоит самостоятельно указать наличие желаемого свободного участка.
Многие сталкиваются со сложностями в процессе получения своих законных гектаров. Прежде всего – это длительная бюрократическая процедура.
Процесс поиска свободных участков также усложняется со стороны государства, поскольку постановлением Кабинета министров Украины № 413 от 7 июня 2017 года ограничилось количество выдаваемых земель до 25% от общего числа доступных гектаров.
petition.kyivcity.gov.ua
Как получить свою землю
Для начала гражданину нужно определить: для каких целей ему нужен земельный участок и где он может находиться. С целью выбора местоположения открываем публичную кадастровую карту на сайте Госкадастра и смотрим «свободные» участки.
Убедившись в наличии свободных земель в желаемом районе, можно приступать к подаче ходатайства в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
Если земля коммунальной собственности – то ходатайство подается в сельские, поселковые или городские советы.
Если земля находится в государственной собственности – РГА или Государственную службу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.
В ходатайстве указывается целевое назначение участка и его размеры. К нему прилагаются дополнительные материалы в виде отмеченного места расположения желаемого участка, согласие землевладельца (в случае получения участка, который находится в пользовании других лиц), документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования в аграрном учебном заведении (если предполагается использовать участок для ведения фермерского хозяйства).
Из открытых источников
В течение месяца заявление должно быть рассмотрено и выдано разрешение на разработку проекта землеустройства или аргументированный отказ.
Причиной для отказа может быть только несоответствие местоположения желаемого участка требованиям закона – то есть, если данный участок относится к землям коммунальной или государственной собственности, которые не могут передаваться в соответствии со статьей 117 земельного кодекса Украины.
К таким землям относятся:
- земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности;
- земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций;
- земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций. Фото из открытых источников
В случае, если от уполномоченного органа за месяц не было получено ни согласия, ни отказа, гражданин имеет право в течение следующего месяца самостоятельно заказать проект разработки благоустройства выбранного участка, о чем письменно сообщает в уполномоченный орган власти. К письменному уведомлению в таком случае прилагается договор на выполнение работ по землеустройству для выбранного участка.
На сайте Госгеокадастра представлен Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей, на сегодняшний день перечень составляют более 5000 специалистов. Можно выбрать любого из предложенных кандидатов или обратиться в частные организации.
Готовый проект снова подается в соответствующий орган власти или местного самоуправления, где в течение 14 дней должно быть принято решение утвердить или отклонить проект землеустройства.
В случае отказа от передачи земельного участка или при нерассмотрении заявления, этот вопрос решается в судебном порядке.
В случае, если проект принимается – участок регистрируется в Государственном земельном кадастре Украины (срок для регистрации – до 14 дней).
Заключительный этап – регистрация права собственности в местных органах Государственной регистрационной службы.
К чему готовиться
Далеко не каждый желающий может похвастать полученным по закону участком, потому что на пути к обладанию желанными гектарами может встретиться немало препятствий.
Президент ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль в интервью для «Страна.uа» подтвердил, что процедура получения паев очень коррумпирована.
«По моему мнению, шанс получить бесплатно свои два гектара – мизерный, в 99% случаев людям попросту отказывают. Или требуют деньги. Что, впрочем, тоже не гарантирует положительный результат».
Адвокаты также подтверждают факт того, что местный совет может пойти на любые ухищрения, лишь бы отказать гражданину в возможности получить законный участок.
В связи с этим юристы рекомендуют гражданам отстаивать свои права на уровне закона:
«Чтобы выяснить, свободен ли земельный участок, который вы хотите получить в собственность, подайте запрос в департамент архитектуры, градостроительства и кадастра. Работники кадастра проведут анализ архивных документов и ответят вам. Если этот земельный участок полностью свободен, пишите заявление в местный совет», — объясняют они.
freepik
Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/kto-imeet-pravo-na-besplatnye-zemelnye-uchastki-i-na-skolko-slozhno-ih-poluchit-509410.html
Почем бесплатная земля в Украине и какие схемы под нее готовят
Недавно принятый в первом чтении законопроект по стимулированию создания и развития фермерских семейных хозяйств (№7060) уже успели окрестить мини-земельной реформой. Его авторы надеются, что предложенные правила бесплатной передачи государственной и коммунальной земли отдельным категориям лиц, работающим в селе, а также новый механизм земельных торгов (для организации фермерского хозяйства) позволят искоренить коррупцию при выделении земли и увеличить доходы местных бюджетов.
Как заявлял один из авторов документа народный депутат Андрей Вадатурский, нужно создать такие условия, чтобы единоличникам было выгоднее открывать фермерские хозяйства и платить хотя бы минимальные налоги. А поскольку простым работникам на селе трудно разобраться в десятках разрешительных документов, надо все максимально упростить. Ведь чем проще система, тем меньше в ней места для коррупции.
Земельная реформа привлечет в Украину инвесторов, технологии и человеческий капитал
Юристы, опрошенные UBR.ua, признавая достоинства законопроекта, считают, что он не решает основных проблем, связанных со злоупотреблениями в земельной сфере.
Земля — бесплатно, но не для всех
Если сейчас любой украинец имеет право бесплатно приватизировать 2 гектара земли для ведения личного хозяйства, то по новым правилам максимальный размер участка сокращается до 1 га. А получить от государства или территориальной общины земли бесплатно смогут только работники социальной сферы на селе (работники культуры, врачи или фармацевты, учителя) или пенсионеры, работавшие по этим специальностям и проживающие в тех же населенных пунктах.
Кроме того, на льготное получение участков могут рассчитывать те, кто имеет определенные заслуги перед государством (участники войны, АТОшники, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, их семьи и т.п.) либо собственники построек и сооружений с/х назначения, которые расположены на земельном участке.
Сельхозземля: сколько придется выложить арендаторам перед посевной
Это, конечно, ограничивает круг претендентов, но не устраняет полностью возможные злоупотребления, когда земля выделяется формально одним людям, а по факту ею распоряжаются совсем другие лица.
«С одной стороны, это повысит престижность работников социальной сферы. Но при этом депутаты не установили четких требований к таким лицам и их должностям. Например, минимальный стаж работы, дающий право на получения участка. Поэтому не исключено, что люди будут устраиваться на такие должности только, чтобы получить землю и тут же уволиться», — пояснил UBR.ua старший юрист, адвокат ЮКК «Де-Юре» Игорь Фомичов.
По его словам, законопроект не решает проблему отсутствия порядка использования этого преимущественного права, а значит, нет и механизма защиты от произвола чиновников.
«На практике этот процесс в основном сопровождается коррупцией — земельные участки (особенно для ведения личного крестьянского хозяйства) люди приватизируют для их перепродажи или передачи в долгосрочную аренду другим субъектам, часто — с изменением их целевого назначения. К сожалению, новый законопроект не решает данной проблемы», — добавил Фомичов.
7-летний запрет на отчуждение земли, полученной в порядке бесплатной приватизации проблему в целом не решает. Так, например, местный «аграрный олигарх» может даже помочь человеку, подходящему под новые требования, приватизировать землю, чтобы потом ею распоряжаться по своему усмотрению, не афишируя эти отношения. А через 7 лет переоформить землю.
Что может спасти Украину от дефолта: земля и деньги людей
Учитывая небольшой размер дохода работников социальной сферы в сельской местности, они не будут против дополнительного заработка. В конечном итоге все упирается в механизмы реального контроля использования сельхозземель.
Это касается также схожих ограничений, установленных для фермеров, которые могут получить землю в аренду на земельном аукционе с правом последующего выкупа.
Новые правила для фермеров
В частности, документ позволяет фермерам брать землю в аренду на 7 лет (25 — для закладки садов) для ее целевого использования (для многолетних насаждений, животноводства, овощеводства, выращивания органической продукции, хранения и переработки).
Земля будет передаваться посредством проведения квази-аукционов. В них смогут участвовать только те фермерские семейные хозяйства, у которых в земельном банке не больше 20 га земли в собственности. Один лот для передачи в аренду не может быть больше 5 га.
После истечения срока аренды фермер сможет продлить аренду на тот же срок либо выкупить участок в рассрочку за 20 лет. При этом он может бесплатно приватизировать надел площадью в 2 га.
Золотая земля: что выгоднее выращивать в Украине
В целом юристы считают, что эти механизмы достаточно хорошо проработаны и смогут на практике выполнять свои задачи.
«Все эти ограничения по смене собственника или целевого назначения земли действуют в течение 7 лет (весь срок действия аренды), а если хозяйство пошло на выкуп земли с рассрочкой, то ограничения действуют до осуществления последнего платежа», — уточнила юрист юридической компании ILF Анастасия Николенко.
Глава парламентского подкомитета по вопросам земельных отношений ВР Олег Кулинич считает важной новацией увеличение гарантийного взноса для участников земельных торгов. По его мнению, это позволит сократить случаи злоупотреблений, когда земельный аукцион выигрывает участник, предложивший заоблачную цену аренды, а потом отказывается ее платить. Законопроектом предлагается повысить в 10 раз размер гарантийного взноса, который взимается с участников аукционов по приобретению права на аренду земли.
При этом, как утверждает младший юрист юркомпании Eterna Law Филипп Тараненко, органы местного самоуправления, которые распоряжаются земельными участками, не имеют права отказать арендатору в продлении срока аренды земли, если он выполняет должным образом свои обязанности.
«Это, по идее, поможет защитить преимущественное право арендатора на продление договора аренды, а также минимизирует потенциально возможные неправомерные действия со стороны органов местного самоуправления», – говорит Филипп Тараненко.
Юрист юридической компании «Волхв» Александра Чигрина пояснила, что фермеры, получившие на аукционе землю, не могут передавать их третьим лицам на любых правах (за исключением установления земельных сервитутов и передачи в порядке наследования). Таким образом, закрепляется запрет на передачу прав на земельные участки третьим лицам.
Под Киевом резко подешевели дома и земля
«Настораживает тот факт, что установлен запрет на передачу всех прав относительно земли, кроме права сервитута (право на проход, проезд, прокладывание коммуникаций и т.д.), которое, в свою очередь, может быть передано другим лицам.
Здесь возможны манипуляции со стороны фермеров, но это будут такие сложные пути с высокими рисками, что мало кто захочет ими воспользоваться», — считает Анастасия Николенко.
По словам юристов, важно, что все отягощения и ограничения относительно использования земельного участка будут устанавливаться органами государственной или местной власти. Также они должны будут регистрироваться в государственном земельном кадастре.
Управление Госгеокадастра будет контролировать процесс передачи и использования земель. А в случае выявления серьезных нарушений во время проведения проверок — сможет инициировать прекращение действия договора аренды.
Источник: https://ubr.ua/market/real-estate/pochem-besplatnaja-zemlja-v-ukraine-i-kakie-skhemy-pod-nee-hotovjat-3870493
Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения
Аренда земельного участка под сельхозцели, как это часто бывает, является очень актуальным вопросом для многих фермеров страны.
Совсем недавно, с 1 марта 2015 года, в силу вступили новые изменения в земельное законодательство, в связи с чем требуется детальный анализ вступивших нововведений и подробное разъяснение касательно регулирования отношений по порядку предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Нормативно-правовые основы
В соответствии с законодательством государственные и муниципальные земли сельхозназначения предоставляются как физическим, так и юридическим лицам на правах собственности или аренды на основании порядка, установленного статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В аренду государственные или муниципальные земли с/х назначения предоставляются по части 1 статьи 10 названного выше закона и согласно порядку, установленному статьей 34 Земельного кодекса РФ.
У кого есть право на получение?
Земельные участки сельхозназначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, могут быть переданы в собственность или аренду:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- физическим лицам,
- юридическим лицам.
Регулирование порядка предоставления осуществляется Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами федерального и регионального значения.
Требования к сельскохозяйственным участкам
В основном главными требованиями приобретателей и арендаторов земельных участков сельскохозяйственной направленности являются месторасположение земель и размеры.
Минимальная площадь земельного участка под сельское хозяйство может быть установлена законодательными актами субъектов Российской Федерации, которые основываются на требованиях Земельного кодекса РФ и других федеральных законов.
Максимальный размер суммарной площади с/х земель, которые находятся в пределах территории одного муниципального образования и в собственности одного лица или одной организации устанавливается в пределах 10% от всей площади сельскохозяйственных земель муниципального образования.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
При непосредственном использовании земельного участка сельхозназначения государство требует соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, инструкций. При этом запрещается загрязнять, захламлять, ухудшать плодородие почв на землях с/х назначения.
Как получить землю под сельское хозяйство?
Приобретение земель сельхозназначения в собственность — занятие непопулярное и достаточно дорогостоящее. Позволить себе такую покупку могут крупные юридические лица и очень богатые граждане. В основном по этой причине земли такого вида разрешенного использования предоставляются государственными и муниципальными органами на условиях аренды. Поэтому рассмотрим наиболее распространенный способ предоставления земель с/х назначения, т.е. как взять участок в аренду.
Процедура предоставления земель, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса РФ, является следующей:
Подача заявления
Для начала граждане, которые хотят получить земельный надел на условиях аренды из земель государственной и муниципальной собственности не в строительных целях, подают в письменной форме или через единый портал государственных и муниципальных услуг заявление органу местного самоуправления. Данное заявление можно также подать с помощью многофункционального центра.
В заявлении обязательно определяется цель применения земельного надела, его предполагаемая площадь и месторасположение, испрашиваемое право на землю.
Подготовка документов
На основании поданного заявления орган местной власти в течение месяца с момента поступления заявления при учете зонирования территорий принимает и предоставляет заявителю план-схему расположения земельного надела на кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обязан обеспечить за свои средства осуществление на земельном участке кадастровых работ, а затем обратиться с заявлением в кадастровую службу о проведении государственного кадастрового учета данной земли согласно порядку, утвержденному Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Принятие решения
Местная муниципальная администрация за две недели со дня предоставления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок должна принять решение о выделении данного земельного надела в аренду заявителю и направить ему копию данного решения (постановления), приложив к ней кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Оформление договора аренды
Последним этапом будет оформление договора аренды земли в течение недели после принятия вышеуказанного решения.
СМИ, в которых будет распространяться такая информация, определяются непосредственно властями субъекта Российской Федерации. При этом решение будет принято только если за месяц после опубликования известия об аренде не поступило новых заявлений.
Если же за месяц было подано 2 и более заявлений о выделении земельного участка из земель с/х назначения на правах аренды, то такой земельный участок будет предоставлен только по результатам торгов (конкурсы, аукционы).
Торги (конкурсы, аукционы) по продаже или аренде земельных наделов сельхозназначения организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса РФ.
Стоит также отметить, что участок, предоставляемый гражданину или организации в аренду, может быть в дальнейшем выкуплен в собственность по рыночной стоимости, установившейся на данной территории либо по цене, определенной законами субъекта РФ, по прошествии 3-х лет со дня заключения договора аренды при условии, что все требования по использованию земельного участка соблюдены.
Также следует сказать, что отдельные льготные категории граждан (например, многодетные семьи, инвалиды и т.д.) имеют право на получение земельного участка бесплатно.
Возможные причины отказа
Основания для отказа в предоставлении государственных и муниципальных земель с/х назначения являются общими для всех категорий земель. Так, причинами отказа могут быть:
- Представленные в администрацию документы для получения участка не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- В представленном пакете документов нет всего необходимого перечня;
- Представленные документы оформлены неправильно;
- Отсутствует бесспорное подтверждение прав заявителя на объекты недвижимости и на земельный участок.
Возможность застройки земельного участка с/х назначения
Немногие знают, что на землях с/х назначения разрешается строить здания, строения и другие сооружения. Такая возможность законна согласно ряду законодательных норм, регламентирующих условия подобного строительства.
Как показывает практика, местные органы власти недостаточно осведомлены о федеральных нормах законодательства, в соответствии с которыми местные муниципалитеты должны выдавать разрешения на строительство в пределах территорий сельскохозяйственных угодий.
Статья 40 Земельного кодекса РФ разрешает собственнику земли строить здания, строения, сооружения жилого, производственного, культурно-бытового назначения в соответствии с целевым назначением земельного надела, его видом разрешенного использования, если при этом будут соблюдаться градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие правила, нормативы.
Согласно статье 78 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья можно использовать, чтобы организовать сельскохозяйственное производство, создать защитные насаждения, осуществлять научно-исследовательскую, учебную и другую связанную с сельским хозяйством деятельность.
В статье 6 Закона о крестьянско-фермерском хозяйстве закрепляется состав имущества всего фермерского хозяйства: сюда относится земельный участок, хозяйственные и другие строения, мелиоративные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое необходимое для организации крестьянско-фермерской деятельности имущество.
В том же законе, в статье 11, вовсе сказано, что в целях организации сельского хозяйства на земельных участках сельскохозяйственного назначения могут возводиться необходимые для такой деятельности здания, строения, сооружения.
Статья 77 Земельного кодекса РФ определяет возможное наличие в составе сельскохозяйственных земель как дорог, коммуникаций, лесных насаждений, водных объектов, так и зданий, строений, сооружений, используемых в целях производства, хранения и стартовой переработки продукции сельского хозяйства.
Таким образом, судя по многочисленным законодательным формулировкам, можно сказать, что не существует запрета на возведение зданий, строений и сооружений на сельскохозяйственных земельных участках. Главное условие тут — регистрация крестьянско-фермерского хозяйства.
Особенности использования земель сельскохозяйственной направленности
Использование сельскохозяйственных угодий регламентируется статьей 78 Земельного кодекса РФ.
Сельскохозяйственные земли разрешается использовать в целях образования сельскохозяйственного производства, формирования ветрозащитных лесных насаждений, организации рыбоводства, реализации научно-исследовательских, учебных и других касающихся сельскохозяйственного производства целей.
При этом земли в таких целях могут использовать:
- Крестьянско-фермерские хозяйства;
- Граждане, которые хотят вести личное подсобное хозяйство (ЛПХ), садоводство, животноводство, огородничество;
- Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие коммерческие организации;
- Некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
- Казачьи общества;
- Опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в сельскохозяйственной сфере, общеобразовательные организации;
- Общины коренных малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, желающие сохранять и развивать свой традиционный образ жизни, хозяйствования и промысла.
На землях с/х назначения разрешается осуществлять деятельность в области охотничьего хозяйства, если иное не предусматривается нормами законодательства.
Сельскохозяйственные земли, находящиеся в пределах 30 км от границы сельских населенных пунктов, нельзя использовать в других, не касающихся ведения сельского хозяйства, целях.
Таким образом, процедура получения земли сельхозназначения в собственность или в аренду практически такая же, как и при получении земельного надела другой категории. Следует только учитывать, что данная категория земель находится под особой охраной, такие земли запрещается использовать не по назначению, загрязнять и иным образом разрушать плодородие почв.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/stroitelstvo/kak-poluchit-zemli-selxoznaznacheniya.html
Земля даром: как получить бесплатный участок
Украинцы ринулись за положенными по Конституции сотками
В преддверии открытия рынка земли все больше украинцев задумываются о том, как реализовать свое законное право на получение бесплатного участка. Более того, в правительстве уже вынашивают идею прикрыть эту «лавочку», поэтому времени на раздумья осталось мало. «Вести» разбирались, во сколько по факту обойдется бесплатный участок и в каких областях земля ценится больше всего.
Пошли за сотками
В Украине идет активная подготовка к снятию моратория на продажу земель сельхозназначения и открытию рынка земли. Соответствующий закон ВР рассмотрит уже в начале ноября. И учитывая настроения нынешней Рады, с высокой долей вероятности он будет принят.
Тем временем, как рассказывают «Вестям» адвокаты, украинцы все чаще сейчас массово штурмуют органы Госгеокадастра и местных советов с ходатайствами о выделении им бесплатной земли. Люди надеются, что после запуска рынка земли сельхозназначения возрастет цена и на другие земли, которые можно будет впоследствии выгодно продать. Кроме того, панику вызвали недавние сообщения правительства и экспертного сообщества о том, что неплохо было бы вообще прекратить раздавать земли бесплатно.
Напомним, в Украине каждый совершеннолетний гражданин имеет право бесплатно получить в собственность несколько земельных участков на различные цели. Такое право закреплено в Земельном кодексе Украины и предусматривает возможность получить землю для: ведения фермерского и сельского хозяйства (по 2,0 га), садоводства (0,12 га), постройки гаража (0,01 га), возведения дома (от 0,10 до 0,25 га), постройки дачного домика (0,10 га).
Естественно, под словом «бесплатно» имеется в виду, что не придется оплачивать непосредственно цену земельного участка. Однако надо будет понести официальные расходы на оформление необходимой документации — в среднем 5–10 тыс. грн. А еще запастись терпением и временем, поскольку вся процедура может занять от полугода до нескольких лет.
Как рассказал «Вестям» глава адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец, формально земельный участок можно получить в любой точке Украины, независимо от места регистрации. Но на деле успех данного мероприятия не в последнюю очередь будет зависеть от выбора места расположения земельного участка.
«Для этого нужно написать заявление в органы исполнительной власти. Можно не по месту регистрации. И вам должны выделить участок», — сказал «Вестям» Кравец.
Отметим, что к заявлению стоит сразу приложить копию документа, удостоверяющего личность, и выкопировку из кадастровой карты, на которой следует отметить желаемое место расположения земельного участка и его размер.
Ее можно либо заказать в районном или городском управлении земельных ресурсов, либо распечатать самостоятельно с сайта Госгеокадастра. Заявление и прилагаемые материалы должны рассматриваться в органах местного самоуправления не более месяца.
Если местная власть позволит выделить землю, необходимо будет выполнить еще ряд процедур: начиная от разработки проекта и заканчивая регистрацией права собственности.
Клумба или тысячу полей — пройдите тест и узнайте, какую землю вам нужно купить после отмены моратория
Гектаров не хватает
Но на практике, как говорят эксперты, получить бесплатную землю не так просто, как кажется на первый взгляд. «В большинстве случаев чиновники отказывают украинцам еще на стадии рассмотрения заявления. Мотивируют они это тем, что нет свободной земли», — говорит «Вестям» Кравец.
При этом, по данным Госгеокадастра, свободной земли в Украине действительно осталось не так много. В государственной собственности числится порядка 10,5 млн га. То есть теоретически их можно разделить почти на 5,3 млн граждан. «В крупных городах — Киеве, Одессе, Харькове и прочих — земли уже нет давно. Да и в пригороде найти свободные участки практически невозможно», — отмечает президент ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль.
К тому же, по его словам, выделение земли в стране крайне коррумпировано. «Особенно это касается пригородов больших городов и курортных зон. Шанс получить бесплатно свои два гектара — мизерный, в 99% случаев людям попросту отказывают или требуют деньги», — говорит Кошиль.
Взятки за «бесплатное» выделение участка могут составлять от 10% до 70% его потенциальной рыночной стоимости. Скажем, в Закарпатской области нужно будет заплатить примерно $400 за гектар (то есть за два гектара — всего $800). А за землю, расположенную в 20–50 км от Киева или Одессы, могут потребовать «благодарность» от $2 тыс. и выше, в зависимости от близости к городу и наличия коммуникаций.
Сколько можно будет выручить
Впрочем, по словам адвоката Тараса Никифорчука, если унять аппетиты и написать заявление на получение земли на расстоянии более 200 км от районного центра, то шансы на успех увеличиваются в разы. «Я советовал бы искать землю в 150–200 км, а то и 300 км от областного центра. Там земля для вас, скорее всего, найдется», — говорит Никифорчук.
Но даже на такой земле можно будет заработать, сдавая ее в аренду или продав. Тем более что, по прогнозам Кабмина, после запуска рынка земли ее стоимость увеличится.
Как ранее рассказал в интервью «Вестям» советник премьер-министра Алексей Мушак, самые дорогие земли будут в Полтавской и Черкасской областях. «Нормальная начальная стоимость одного гектара в Полтаве будет 60–70 тыс. грн, а в Херсоне — порядка 25 тыс. грн. Все зависит от плодородности земли и конкуренции в регионе. Но в среднем гектар земли в Украине будет стоить примерно 50 тыс. грн», — сказал «Вестям» Мушак.
К слову, по данным Минрегиона, наиболее «урожайные» земли располагаются в Ивано-Франковской, Винницкой, Черновицкой, Львовской и Киевской областях. А наименее продуктивными угодьями оказались земли в Закарпатской и Николаевской областях.
Тем временем, желающим получить бесплатную землю стоит поторопиться. В экспертной среде и даже Кабмине все чаще звучит идея, что бесплатную раздачу земли пора прикрывать.
«Я считаю правильным ограничить количество граждан, которые могут получить бесплатно землю от государства, участниками АТО/ООС, военными, которые воевали на Донбассе. Это было бы справедливо. Остальные граждане могут получить выгоду от рынка земли в виде поступлений в бюджет и, например, от реализации целевых проектов», — говорит Мушак. Впрочем, пока рынок не открыли, шансы получить свои бесплатные два гектара все же остаются.
Источник: https://vesti.ua/strana/355167-zemlja-darom-kak-poluchit-besplatnyj-uchastok