Как изменить разрешенное использование земельного участка сельхозназначения?


Кто меняет вид разрешенного использования земельного участка?

Как изменить разрешенное использование земельного участка сельхозназначения?

В 2018 году в правила изменения вида разрешенного использования земельного участка внесли новшества. Эксперт разъясняет, как работают новые правила и какие правовые позиции поддержал ВС РФ.

Какие правила изменения вида разрешенного использования земельного участка действуют в 2023 году

Все земельные участки на территории Российской Федерации подразделяются на определенные категории в соответствии со своим целевым назначением:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Правовой режим каждого земельного участка определяется на основании его принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий, выбирается собственником земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Все существующие виды разрешенного использования земельных участков систематизированы в действующем в 2018 году Классификаторе, который утвержден Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ № 540 от 01.09.2014).

При этом необходимо знать, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия данному Классификатору.

Данное правило закреплено ч. 11 статьи 34 ФЗ № 171-ФЗ.

При этом до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения или городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами, предусмотренными Классификатором.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Реалии настоящего времени таковы, что многие собственники земельных участков желают изменить вид разрешенного использования своего актива, дабы увеличить его экономическую рентабельность. Если использовать землю не по назначению, владельца оштрафуют. Такой штраф можно оспорить. 

Внимание! Читайте, как оспорить штраф,

Решив реализовывать проект по изменению, собственник должен знать, что в соответствии с изменениями, внесенными в текущем году в земельное и градостроительное законодательство, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  1. Основной вид разрешенного использования.
  2. Условно разрешенный вид использования.
  3. Вспомогательный вид разрешенного использования, который допустим только в качестве дополнительного по отношению к основному и условно разрешенному и осуществляемый совместно с ними.

Любое изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) конкретного муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.

В состав ПЗЗ входят в том числе градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды использования участков.

Итак, рассмотрим порядок изменения основного вида разрешенного использования земельного участка на примере участка с видом использования «для размещения производственного здания» (земли промышленности) на вид «объекты придорожного сервиса»:

  1. В рамках производственной территориальной зоны (П) оба данных вида разрешенного использования являются основными и, соответственно, собственник данного участка может изменить вид самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ; ч. 2 ст. 7 ЗК РФ).
  2. Если сведения об участке, в отношении которого меняется вид использования, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), собственнику участка необходимо обратиться в территориальное управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Рекомендуем!  С чего начинается приватизация дачного участка?

Аналогична процедура и в отношении установления вспомогательного вида дополнительно к основному.

Наиболее сложна в части реализации процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Поэтому более детально остановимся на основных этапах данной процедуры.

Для получения разрешения на условно разрешенный вид использования собственник земельного участка обязан обратиться в уполномоченный орган государственной власти (в каждом субъекте РФ данные органы различны).

Так, в отношении земельных участков, расположенных на территории Московской области,

Источник: https://www.law.ru/article/22247-izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka-2018

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

Все участки, находящиеся на территории РФ, в обязательном порядке имеют вид разрешенного использования. Он специально устанавливается для каждого участка. От него напрямую зависит, что вы сможете сделать с землей и какие постройки можно построить на ней. Иногда вид разрешенного использования можно поменять.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка:

  1. Вид разрешенного использования земельного участка может меняться только по той схеме, которая имеется на этой территории зонирования.
  2. Нужно составить заявление и направить его в местную администрацию.
  3. После этого проводятся слушания, которые должны быть публичными. В них должны принять участие граждане, которые проживают в этом районе. На слушаниях могут присутствовать и правообладатели смежных территорий, в качестве которых могут выступать не только собственники, но и арендаторы участка.
  4. Все участники проведенного мероприятия предоставляют свои предложения. А результаты обязательно публикуются.
  5. На основе заключения организовавшей слушания комиссии принимается решение, которое может изменить вид использования земли. Но иногда в данном изменении отказывают.

Как же установить и, при необходимости, изменить на более подходящий ВРИ участка земли?

Раньше отдельные чиновники принимали решение об изменении категории участка. С этим было связано много проблем. Но началась земельная реформа, продолжающаяся до сих пор.

В результате этой работы были выработаны определенные нормы, согласно которым выделяют определенные виды разрешенного использования участков земли:

  • Условно разрешенные,
  • Основные,
  • Вспомогательные.

Вся нужная информация, распространяемая на конкретные участки, должна находиться в составе градостроительного права.

Вы ее можете получить, для чего подходят данные способы:

  1. Получение справки о зонировании,
  2. Получение выписки из правил землепользования и застройки, так называемых ПЗиЗ.

Получаем ГПЗУ и выясняем ВРИ участка земли:

  • В орган местного самоуправления необходимо подать заявление. При этом земельный участок должен относиться к территории этого органа. Причем заявление могут подавать не только собственники, но и арендаторы. Оно также может поступить и от заинтересованного в этом лица.
  • В местной администрации подготавливают и утверждают ГПЗУ в строго установленный период, который составляет 30 дней со времени получения заявления. При этом оплата за это не взимается.
  • Затем необходимо получить ГПЗУ. Обратите внимание на графу 2.1. в ней должны присутствовать сведения обо всех ВРИ, которые допускаются для данного земельного участка.

Обратите внимание! У вас нет обязанности обосновывать цель истребования данного документа. В его подготовке вам не могут отказать, так как администрация обязана его предоставлять по требованию правообладателей.

Всю необходимую для заполнения ГПЗУ информацию администрация собирает самостоятельно. Эта работа осуществляется в рамках сотрудничества между различными ведомствами. Если у вас запрашивают другие документы, помимо заявления, у вас есть право обратиться в прокуратуру.

Рекомендуем!  Как организовать садовое товарищество и получить землю?

Как выбрать ВРИ земельного участка?

Получив нужную информацию, правообладатель участка может подобрать любой ВРИ из доступных для него основных и дополнительных ВРИ. Для этого просто в комиссию нужно подать заявление. Комиссия находится в местной администрации.

Сведения о принятом решении из администрации передаются в местное отделение кадастровой палаты. Заявитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий, чтобы это сделать. Вам остается только получить свидетельство о собственности, в котором будет указан новый ВРИ на землю.

Источник: https://nedviz-info.com/kto-menyaet-vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

Разрешенное использование земельных участков. Правительство РФ предлагает очередные поправки

На рассмотрение Госдумы поступил правительственный законопроект с поправками в нормы о разрешенном использовании земельных участков. Цель — внести не радикальные изменения, а скорее, упорядочить законодательство. Например, в ЗК РФ закрепят, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным, лесохозяйственным регламентами и другими документами. А арендаторам запретят менять вид разрешенного использования земельных участков.

В Госдуму внесен законопроект № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)». Его внесло Правительство РФ 26 июня 2018 г. Госдума планирует рассмотреть его в первом чтении в октябре 2018 г.

Новая глава о разрешенном использовании земель

В Земельный кодекс предлагается включить отдельную главу о разрешенном использовании земель. Дело в том, что сейчас в законодательстве это понятие не раскрывается. При этом существует множество нормативных актов, в которых определен режим использования земель. В то же время предусмотрены случаи, когда действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки и когда градостроительные регламенты не устанавливаются (ст. 36 ГрК РФ).

Поэтому в проекте закреплено, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории.

Изменение разрешенного использования сельхозземель

В законопроекте предлагается разрешить устанавливать и изменять разрешенное использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, в порядке, установленном законом субъекта РФ. В целях защиты правового режима сельскохозяйственных угодий предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий могут устанавливаться только виды разрешенного использования, соответствующие целям, предусмотренным п. 2 ст. 77 или п. 1 ст. 79 Земельного кодекса.

Еще разрешается строить жилые дома на земельном участке, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству. При этом в целях недопущения злоупотребления данным правом и исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предлагается установить целый ряд ограничений к параметрам такого жилого дома, а также запретить образование земельного участка под таким домом и его перепродажу.

Запрет арендаторам менять вид разрешенного использования

В проекте установлено, что арендаторам и землепользователям запрещено изменять вид разрешенного использования земельных участков.

Исключение — когда арендаторы и землепользователи являются собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, с учетом их исключительного права на приобретение таких земельных участков в собственность, а также случаев, когда арендатором земельного участка или землепользователем является государственное или муниципальное предприятие, учреждение.

При этом государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия вправе выбрать вид разрешенного использования земельного участка исключительно при наличии согласия учредителя. Выбираемый вид разрешенного использования должен соответствовать видам деятельности, указанным в учредительных документах таких предприятий или учреждений.

В тех случаях когда произошло изменение градостроительного регламента и использование земельного участка в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, а землепользователь или арендатор в течение года со дня получения уведомления от уполномоченного органа не приняли меры для исключения такой опасности, данное обстоятельство будет являться основанием для прекращения прав на землю.

Рекомендуем!  Как продать часть земельного участка без межевания?

Кроме того, в целях гармонизации земельного и градостроительного законодательства и обеспечения учета принятых градостроительных решений законопроектом определяется ряд случаев, когда выбор или изменение вида разрешенного использования должны осуществляться в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории. Это, в частности, относится к земельным участкам, образованным из земельных участков, предназначенных для комплексного освоения территории, комплексного развития территории, развития застроенной территории.

Передача участков на аукционе

В проекте предусмотрено следующее нововведение: аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукцион на право заключения договора аренды такого земельного участка должен быть проведен в срок не позднее чем три месяца со дня принятия уполномоченным органом решения о его проведении. Сейчас срок не установлен.

Кроме того, предлагается закрепить, что земельный участок может быть предметом аукциона в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено, но Земельный кодекс допускает использование земельного участка на условиях сервитута. Дело в том, что не допускается проводить аукцион по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора его аренды в случае, если на данном участке расположены сооружения на условиях сервитута.

При этом заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является правом, а не обязанностью заинтересованных лиц (глава V.3 ЗК РФ).

Однако положения Земельного кодекса в действующей редакции разрешают провести аукцион при наличии сооружения на земельном участке, но с учетом того, что должно быть заключено соответствующее соглашение об установлении сервитута, что препятствует вовлечению в оборот земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Внесение в реестр недобросовестных участников аукционов

Чтобы пресечь недобросовестные действия лиц, направляющих заявки о намерении участвовать в аукционе в целях получения земельного участка из государственной или муниципальной собственности, например, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, без реального намерения участвовать в таком аукционе, законопроектом предусматриваются случаи и порядок внесения сведений о таких лицах в реестр недобросовестных участников аукциона. Эти сведения планируется вносить в реестр в течение пяти рабочих дней.

Приобретение земель железных дорог

В проекте урегулированы вопросы приобретения прав на земельные участки, расположенные в границах полосы отвода железных дорог и предоставленные в аренду ОАО «РЖД», собственниками объектов недвижимости, находящихся на таких земельных участках. Собственник объекта недвижимости имеет исключительное право приобрести земельный участок, на котором расположен такой объект, в собственность или в аренду (ст. 39.

20 ЗК РФ). При этом земельные участки предоставляются в аренду без торгов ОАО «РЖД» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ст. 39.6 ЗК РФ).

В итоге на практике земельные участки в границах полос отвода железных дорог, на которых расположены здания, исключаются из данных границ в целях реализации исключительного права собственника объекта на приобретение земельного участка.

В проекте сказано, что если на земельном участке, находящемся в границах полосы отвода железной дороги и предоставленном в аренду ОАО «РЖД», расположены здания, сооружения, которые (или помещения в которых) принадлежат гражданам, юридическим лицам на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, то такой земельный участок или его часть могут быть переданы в субаренду либо на условиях сервитута в случае, если на таком земельном участке расположены сооружения, размещение которых допускается на условиях сервитута.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/376025/

Сhel-oblsud.ru