Как изменить категорию земель сельскохозяйственного назначения?


Как изменить категорию назначения земли

Как изменить категорию земель сельскохозяйственного назначения?

Наверное, большинство застройщиков, осваивающих территории под строительство различных объектов, сталкивались с необходимостью проведения процедуры по переводу земель из одной категории в другую. Процедура небыстрая, но достаточно четко регламентированная законодательством.

На сегодняшний день изменение назначения земель регламентируется Земельным кодексом и Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В последнем, кстати, рассматриваются особенности изменения некоторых категорий земель.

Всего, согласно Земельному кодексу, существует 7 категорий земель: сельхозназначения, поселений, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, обороны, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов и земли запаса.

Отнесением земель к той или иной категории, а также их переводом из одной категории в другую занимаются органы государственной власти в зависимости от вида собственности на землю. Если земля находится в федеральной собственности, то ее отнесение к категории осуществляет Правительство РФ, если в собственности субъекта РФ — органы исполнительной власти субъектов РФ, в муниципальной — органы местного самоуправления (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Процесс перевода

Для перевода земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе обязательно должны быть указаны: кадастровый номер земельного участка, категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, в состав которых предполагается осуществить перевод, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую и права на земельный участок.

Также вместе с ходатайством подается пакет документов на переводимый участок земли. Во-первых, это выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке. В-вторых, копии всех документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

В-третьих, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на земельный участок, а также заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

И, наконец, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Далее ходатайство вместе с пакетом документов направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение. Кстати, в рассмотрении ходатайства может быть отказано, если с ним обратилось ненадлежащее лицо или приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

По закону не соответствующее требованиям ходатайство возвращается в течение тридцати дней со дня его поступления с обязательным указанием причин, послуживших основанием для отказа в рассмотрении. Такой возврат дает возможность не ломать голову в поисках ошибки, а грамотно переподготовить документы и подать их снова.

Если же ходатайство было составлено без недочетов, по результатам его рассмотрения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается либо акт о переводе земель, либо акт об отказе в переводе земель, в зависимости от правомерности требований ходатайства.

Отказ, как правило, выдается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков из одной категории в другую либо запрета на такой перевод, при наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы и при установлении несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования, землеустроительной документации и документации по планировке территории.

Например, если участок земли, который надо перевести в другую категорию, согласно генплану муниципального образования отнесен к категории земель под жилищное строительство, на нем никак нельзя будет построить производственные площади. Или на участке со статусом земель сельхозназначения возвести коттеджный поселок. В любом случае для того, чтобы процедура перевода земель прошла успешно, необходимо составить серьезное обоснование возможности и необходимости данной процедуры и последующего строительства задуманного застройщиком объекта.

Теперь о сроках выдачи акта о рассмотрении ходатайства. Они напрямую зависят от места рассмотрения поданных документов. То есть если ходатайство рассматривалось Правительством РФ, акт должен быть выдан в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации. А если рассмотрение проводили исполнительные органы госвласти субъекта Федерации или органы местного самоуправления — в течение двух месяцев со дня сдачи документов.

Выданный акт о переводе земель из одной категории в другую должен содержать сведения об основании изменения категории земель, границах и описание местоположения земель, а также их площадь и кадастровые номера, категории земель, перевод из которой осуществляется и категории земель, перевод в которую осуществляется.

Кстати, если лицо или организация, подававшие ходатайство, недовольны вынесенным актом, согласно закону они могут обжаловать его в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия акта.

Если же ходатайство удовлетворяется, начинается процедура внесения изменений о статусе земель в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. То есть исполнительный орган или местный муниципалитет, принявшие акт о переводе земель, в течение десяти дней со дня его принятия направляют копию в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения в течение семи дней изменений в документы государственного земельного кадастра.

В свою очередь органы земельного кадастра должны уведомить заинтересованных правообладателей земельных участков о внесении изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Перевод считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кстати, согласно статье 5.4.

ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе в другую категорию, не требуется.

Определение категории земель

Случается такое (стоит отметить, что сейчас это уже довольно редкое явление), когда участок земли оказывается не отнесенным к какой-либо конкретной категории. При этом законом установлено, что отнесение земель или земельных участков к одной из установленных Земельным кодексом категорий земель является обязательным.

В том случае, если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, но соответствующие записи все же есть в документах, удостоверяющих права на землю, данные о категории земли в документы кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся по заявлениям владельцев земельных участков на основании этих правоустанавливающих документов на земельные участки.

Если же в документах есть противоречия о принадлежности земли к той или иной категории, отнесение ее к той или иной определенной категории осуществляется на основании данных, указанных именно в правоустанавливающих документах, а не в документах земельного кадастра.

В случае если категория земель нигде не указана, органы местного самоуправления должны принять нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Все земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Новые или уточненные сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории бесплатно вносятся в документы государственного земельного кадастра по заявлению правообладателя земельного участка в течение тридцати дней. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Инструкция по переводу земель из одной категории в другую

Пожалуйста, напишите своё сообщение. Неправильное кодовое слово.

Ваша заявка успешно отправлена

В ближайшее время мы с вами свяжемся.

Источник: https://www.informetr.ru/journal/around/5661/

Меняем категорию разрешенного использования земли

Код категории земель отражается в декларации по земельному налогу по строке 030 раздела 2. Но в некоторых случаях категорию земли можно изменить.

Использование сельхозугодий

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ).

Такие земли могут быть заняты:

  • внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;
  • водными объектами;
  • зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;
  • сельхозугодьями. В них входят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под садами, виноградниками и другими многолетними насаждениями. Они подлежат охране как особо ценные земли.

Сельскохозяйственные угодья подразделяются на три категории, минимальные размеры и местоположение которых устанавливаются законами субъектов РФ.

1. Земли приоритетного использования, подлежащие особой охране, к которым относятся опытно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профобразования. Кадастровая стоимость этих земель существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу).

2. Особо ценные продуктивные угодья, использование которых для несельскохозяйственных нужд, для дачного и иного строительства не допускается.

3. Сельскохозяйственные угодья, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, следовательно, земли худшего качества по кадастровой оценке.

Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения фермерского хозяйства, в целях жилищного строительства не допускается (письмо Минэкономразвития России от 21 декабря 2010 г. № Д23-5270).

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых в деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Перевод земель в другую категорию

Для использования земель сельскохозяйственного назначения в иных целях их необходимо перевести в другую категорию. Ведь земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке, если он ненадлежаще его использует или не использует в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 284, 285 Гражданского кодекса РФ). Правомерность такого изъятия подтверждают и арбитры (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2010 г. № 17АП-7586/2010-ГК).

Общие правила изменения категории земель

Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон № 172-ФЗ).

При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.

Документальное оформление

Согласно статье 2 Закона № 172-ФЗ, для перевода земельного участка из одной категории в другую заинтересованному лицу нужно подать ходатайство о переводе земель из одной категории в другую (о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую). Ходатайство подается в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение.

В отношении земель сельскохозяйственного назначения (кроме находящихся в собственности РФ) содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливают органы власти субъектов РФ.

В обязательном порядке ходатайство должно содержать:

  • кадастровый номер участка;
  • категорию земель, в состав которых входит земельный участок, и категорию земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
  • обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую;
  • права на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы (п. 4, 4.1 ст. 2 Закона № 172-ФЗ):

  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • согласие правообладателя участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В рассмотрении ходатайства могут отказать только в двух случаях: если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или к ходатайству приложены несоответствующие документы.

В последнем случае оно возвращается с указанием причин отказа (п. 3 ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

Втечение двух месяцев со дня поступления ходатайства исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (Правительство РФ — в течение трех месяцев) принимает акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе.

В течение 14 дней после этого акт направляется заинтересованному лицу (в орган кадастрового учета — в течение пяти дней). О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если участок из состава земель сельскохозяйственного назначения будет переведен в земли иных категорий с нарушением действующего законодательства, решение о переводе может быть отменено.

Отметим, что лицу, получившему участок, который незаконно изъят или переведен в другие категории, будет крайне затруднительно возместить убытки, связанные с отменой такого решения (постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2012 г. № 2683/12, от 22 мая 2012 г. № 13443/11).

Изменение налоговой нагрузки

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую имеет прямое влияние на налоговую нагрузку компании. Ведь он влечет за собой изменение кадастровой стоимости земли, которая является налоговой базой по земельному налогу. Иными словами, изменение вида разрешенного использования участка влияет на налоговую ставку (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г.

№ 03-05-05-02/27214). Напомним: в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства, налоговая ставка не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости участка (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить

При переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию нужно соблюдать все правила. Иначе решение о переводе может быть отменено.

в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 2, февраль 2014 г.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/351406/

Рекомендуем!  Земля под огородничество что можно строить?
Сhel-oblsud.ru